Сефер Йецира

КНИГА АВРААМА,

называемая

КНИГОЙ СОЗИДАНИЯ

 

Перевод с иврита, предисловие и комментарии
И. Р. Тантлевского

 

Полный текст книги, включающий и оригинал на иврите, и комментированный перевод, доступен в формате PDF.

 

Предлагаемое вниманию читателя малое по объему произведение – Сефер Йецира, или "Книга Созидания" – бесспорно, является одним из наиболее влиятельных сочинений мистико-гностического толка в мировой истории мысли. Это написанное на иврите произведение претендует на выявление сущностных элементов космогенеза и антропогенеза, открытие глубинных основ мироздания, описание фундаментальных принципов функционирования вселенной и человека. На основании содержания заключительной, шестой главы, сочинения его авторство традиционно приписывается патриарху Аврааму – отсюда еще одно название книги: "Книга букв Авраама, отца нашего" или просто "Книга Авраама, отца нашего". В этой связи представляется в высшей степени любопытным, что согласно тексту гл. VI, 2, созвездие Дракона оказывается находящимся в середине неба, как это и имело место во времена Авраама (приблизительно XVIII в. до н. э. [1]). [2]

Однако по языковому стилю произведение сближается с Мишной (и отчасти сочинениями еврейской мистики Меркавы [3]), так что по лингвистическим особенностям ее возникновение вряд ли могло иметь место до II в. н. э. Вообще, допускают, что "Книга Созидания" была создана между II и VIII/IX вв. н. э., вероятнее всего, в III-VI вв. палестинским евреем; но в ней, вероятно, содержатся постталмудические интерполяции [4]. Книга дошла до нас в краткой версии (ок. 1300 слов), перевод которой представляется вниманию читателей, пространной версии (до 2000 слов), а также в т. н. версии Са'адии Га'она [5] (882-942). [6] Одна из редакций краткой версии легла в основу первого печатного издания данного произведения на иврите, осуществленного в Мантуе в 1562 году (длинная версия - в аппендиксе; есть комментарии к краткой версии).

Сефер Йецира представляет собой своего рода комментарий на первую главу книги Бытия (евр. название Бере'шит, "В начале" – с этого слова начинается книга и вся Библия) и является центральным произведением еврейской эзотерической космогонической традиции – Ма'аhе Бере'шит ("Деяния [Описание] Творения"). Сефер Йецира рассматривает процесс творения мироздания Господом "тридцатью двумя чудесными путями Мудрости", которые суть десять сефирот-"чисел" без ничего и двадцать две буквы основания – двадцать две буквы еврейского алфавита; эти сущности оказываются глубинными основаниями, принципами и первоэлементами мироздания. В конечном счете, в основе мира лежат простое число и буква.

Мироздание во всей своей духовной и материальной полноте предстает в Сефер Йецира как взаимосвязанное и взаимозависимое целое: виртуальные первопринципы и протосущности по Воле Бога актуализируются и постепенно трансформируются во взаимопереходящие духовные и материальные области и элементы бытия. Перед умственным взором читателя созидается Вселенная, в которой преодолены границы между априорными первопринципами, духовным и материальным. Этот переход от высшего к низшему (NB: одно из наименований книги – "Тайна Перехода"), это созидательное взаимопроникновение сущностей мироздания, в центре которого стоит человек-"нефеш" (евр. "душа") как психосоматическое единство, который смог постигнуть тайны, законы процесса сотворения мира (NB: одно из названий книги – "Законы Созидания") и уразуметь свое место в нем – залог того, что он способен вернуться к своему Создателю.

 



[1] См., например: И. Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 131-136.

[2] Ныне, в результате девиации земной оси, в центре неба находится Малая Медведица. Ср. далее, например: A. Kaplan. Sefer Yetzirah: The Book of Creation. York Beach, 1997. P. 231-239.

[3] См. Предисловие к "Книге небесных дворцов".

[4] См., например: Г. Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.-Иерусалим, 2004-5765, 112; Idem. Kabbalah. Jerusalem, 1974. P. 28; Kaplan. Sefer Yetzirah: The Book of Creation. P.XXII f.; Бурмистров К., Эндель М. "Сефер Йецира" в еврейской и христианской традициях // Judaica Rossica 2 (2002). С. 51. ГШолем допускал и более раннюю датировку: II-III вв. нэ. (The Name of God and the Linguistic Theory of the Kabbala // Diogenes (Firenze) 79 (1972). P. 72.

[5] Эта версия легла в основу философского Комментария Са'адии Га'она на Сефер Йецира, написанного в 931году.

[6] Все эти версии учтены в: I. Gruenwald. A Preliminary Critical Edition of Sefer Yezira // Israel Oriental Studies 1 (1971). P. 132-177; A. P. Hayman. Sefer Yezira. Translation and Text-Critical Commentary. Tübingen, 2004. "Стандартное" издание краткой версии: Sefer Yezirah me'et Avraham 'avinu. Jerusalem, 1990.

Содержание книги

Предисловие, примечания к предисловию

Книга Авраама

Глава I

Глава II

Глава III

Глава IV

Глава V

Примечания к тексту перевода, список цитируемой литературы

Скачать всю книгу целиком в формате djvu

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 62 мс 
Яндекс.Метрика