О методах библейской экзегетики

Проблема толкования книг Св. Писания возникла, вероятно, вместе с символическим, образным языком ветхозаветных пророчеств, хотя в те времена ещё и не приобрела ни определённой формы, ни самостоятельного названия. Однако вопрос о методах толкования рождается, по всей видимости, первым в христианской среде, когда уже во времена аполгетов первых веков н.э. возникают произвольные, необоснованные, ложные и еретические интерпретации текста, прежде всего, Нового Завета. Известна полемика ранних Отцов с представителями гностических сект и прочих мистических течений, пытавшихся обнаружить в словах библейских притч и древних пророчеств сокровенное, таинственное знание об устроении незримых миров. Для извлечения сведений о количестве мировых эонов, о мировой душе, о таинственной плероме и т.п. было необходимо соответствующим образом переосмысливать текст Св. Писания. С точки зрения ортодоксальных христиан этот подход был очевидно ошибочным, но для того, чтобы противопоставить ему верный путь рассуждения, необходимо было прежде понять, в чём, собственно, состоит расхождение.

Сделать это непросто по той причине, что в эпоху первых веков христианства, горевших вдохновенным стремлением к Богу, исполненных эсхатологических ожиданий, освящённых кровью мучеников, толкования Св. Писания рождались во многом из личного опыта веры и молитвы, который, во всяком случае, доминировал над дискурсивным аспектом. С другой стороны, опровергать еретические и откровенно нехристианские течения нужно было по правилам, наследуемым во многом от античной риторики, то есть силой убеждения и доказательств.

Такие богословы, как, например, Тертуллиан, принципиально отказывались вести спор с еретиками на «научной» основе, исходя из дискурсивного обсуждения истин, высказанных в Писании. С другой стороны, апологетика Отцов I-III вв. немогла не включать этого момента. Методология экзегезы подспудно оказывалась одной из важнейших линий, разграничивающих ортодоксальную и еретическую мысль, но сама она ещё была осмыслена в категориях, которые сегодня можно назвать научными. Тем не менее, нет сомнений, что сам принцип аллегорического толкования Библии формировался трудами Иринея Лионского, Оригена и др. По прошествии веков возникают как прочие способы толкования, так и осознанное их различение, которое, тем не менее, не перестаёт быть подчинённым правилу веры и опыту церковной жизни.

Особый путь экзегезы Ветхого Завета формируется в иудейской традиции. Сравнительно поздно сформировавшиеся полные тексты мидрашей являют собой подход к Св. Писанию, существенно отличный от путей как греческого, так и латинского прочтения Библии.

В этом разделе представлены материалы, касающиеся как традиционной христианской, так и иудейской экзегетики, рассматриваемых специально с точки зрения методов толкования и критического анализа текста Библии.

Христианская экзегетика

Тихоний Африканец († ок. 390) Книга о семи правилах для изследования и нахождения смысла Священного Писания: Правило 1 · Правило 2 · Правило 3 · Правило 5 · Правило 6 · Правило 7 · (на портале «Русская Библия»)


С. Безобразов Принципы православного изучения Св. Писания (первая публ.: Путь. № 13, 1927; из библиотеки Одинцовского благочиния)

прот. Георгий Флоровский. Откровение и истолкование

А. А. Жданов. О толкованиях преп. Ефрема Сирина на Священное Писание Ветхого Завета (на портале «Русская Библия»)

архим. Антоний (Храповицкий). О правилах Тихония и их значении для современной экзегетики (на портале «Русская Библия»)

А. С. Десницкий. Типичные ошибки экзегетов. Альфа и Омега. – № 3 (56), 2009.

К. Николакопулос. Православная герменевтика в ее самопонимании в сравнении с историко-критическим методом // XVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ 2006 г. / Материалы. М., 2006. С. 14-21. (сайт кафедры библеистики СПбДАиС)

Иудейская экзегетика
 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика