СУАРЕС (Suárez) Франсиско (05.01.1548, Гранада - 25.09.1617, Лиссабон), теолог и философ, иезуит, крупнейший представитель "второй схоластики". Философское, политико-правовое и моральное учения С. оказали влияние на последующее развитие схоластической и несхоластической метафизики, социальной философии и правовых доктрин Нового времени. Род. в знатной семье, получил домашнее воспитание и начальное образование в Гранаде. С 1561 изучал каноническое право в Саламанкском ун-те. В 1564 вступил в орден иезуитов и после 3-месячного новициата вернулся в ун-т Саламанки, где проходил циклы обучения философии (1564-1566) и теологии (1566-1570). В 1571 С. направляют в иезуитскую коллегию в Сеговии для преподавания философии, там же в 1572 его возводят в сан священника. В 1574 С. перевели в иезуитскую коллегию в Вальядолиде ассистентом лектора теологии, с 1575 по 1580 он лектор теологии в иезуитских учебных заведениях Сеговии, Авилы, Вальядолида. В 1580-1585 С. - профессор теологии Римской коллегии (Григорианского ун-та), центрального учебного заведения иезуитов. В связи с болезнью легких С. возвращается в Испанию в 1585 и по 1593 читает лекции по теологии в университете г. Алькалá‑де‑Энарес. Там же публикует свои первые труды "О воплощенном слове" (1590) и "О чудесах жизни Христовой" (1592), открывающие серию теологических комментариев С. к "Сумме теологии" Фомы Аквинского. В 1593-1597 С. живет в Саламанке. Практически свободный от преподавательской деятельности, пишет и публикует, помимо теологических трудов ("О таинствах крещения, конфирмации и евхаристии", 1592, 2-е изд. "О воплощенном слове", 1595), свое основное собственно философское произведение - "Метафизические рассуждения" (1597).

По прямому указанию короля Филиппа II в 1597 С. был назначен профессором первой кафедры теологии ("кафедры первого часа") Коимбрского университета. В том же 1597 защитил докторскую диссертацию по теологии в университете Эворы. В Коимбре С. читает лекционные курсы: "О наказаниях" (1597-1598), "О Боге" (1598-1599 и 1600-1601), в 1601-1603 "О законах", с 1606 по 1609 "О Божественной благодати". В 1613-1614 гг. С. читает курс "О вере", а в 1614-1615 учебном году "О неверии и ересях". Оставаясь профессором в Коимбре, неоднократно покидал ее пределы (в т.ч. в 1604‑1606 находился в Риме), участвовал в дискуссиях и судебных слушаниях. В богословской дискуссии между доминиканцами и иезуитами о божественном предопределении и человеческой свободе С. поддержал точку зрения Молины, уточнив, что Бог обладает предварительным знанием будущих случайных событий в их интенциональном или объективном бытии ("Об истинном понимании действенной [божественной] помощи", опубликовано в 1655).

В полемике о церковном иммунитете ("О церковном иммунитете, нарушенном венецианцами", опубликовано в 1607) и дискуссии с английским королем Яковом I ("Защита католической и апостольской веры против заблуждений англиканской секты", опубликовано в 1613) С. выступает против посягательства на юрисдикцию Св. престола в церковных вопросах и отстаивает право верующих не подчиняться национальной светской власти в случае такого посягательства. С этим связан тезис С. об утверждении власти монархов в рамках естественного права и суверенитета народа.

Публикуемые С. сочинения в основном отражают материалы читаемых им курсов: "О таинствах", ч.2 (1602), "О наказаниях" (1603). Материалы читавшегося С. курса права к 1612 г. оформились в обширный труд "О законах и Боге-законодателе" (1612). Кроме того, следует назвать: "О Боге, едином и троичном" (1606), "О достоинстве и положении религии" (1608-1609). Выйдя в отставку (1615), С. продолжает свою писательскую работу, в т. ч. принимается за переработку своей рукописи "Комментариев на книги Аристотеля "О душе"", которую, однако, не успеет завершить и которая будет опубликована после его смерти (1621). Также посмертно опубликованы сочинения: "О благодати" (1619, 2-я ч. ‑ 1651), "Об ангелах" (1620), "О трудах шести дней [творения]" (1621), "О вере, надежде и милосердии" (1621), 2-я часть "О достоинстве и положении религии" (1624-1625), "О последней цели человека, О свободной воле... и др." (1628).

Важно влияние С. на развитие международного права, в т.ч. на учение о праве войны и мира (Гуго Гроций). Развивая теорию естественного права ("О законах"), С. преодолевает антиномию церковного таинства и светского права, объединяя божественное, естественное и позитивное право и вводя согласованную систему законов, в основе которых лежит вечный божественный закон как смысловое выражение принципа творения Богом мира.

Философское наследие С. обладает внутренним единством, опирающимся на теологические основания его схоластического рационализма. Метафизика С. ‑ переосмысленный томизм, учитывающий средневековые и ренессансные учения и расширяющий аристотелевское понятие "реального" сущего (бытия) как предмета метафизики. В предмет метафизики, согласно С., входит не только сущее как таковое (ens ut sic), его всеобщие свойства и причины, но и отдельные виды субстанций, в т.ч. индивидуальные, которые обладают самостоятельным бытием в силу непосредственной сотворенности Богом, но также "сущие в разуме", не существующие вне мышления, но связанные с описанием реального бытия. Размышляя о сущем в традиционных понятиях (формальное и объективное понятия сущего, сущее как имя и сущее как причастие, актуальное и потенциальное сущее), С. фактически подводит черту под средневековыми спорами о характере различия между сущностью и существованием, о принципе индивидуации и др. В учении о познании, отталкиваясь от аристотелевского трактата "О душе", С. рассматривает природу, свойства, способности и операции разумной души, показывая единство рационального и чувственного познания. Метафизика и теория познания С. оказали воздействие на схоластику XVII в. ‑ как католическую, по преимуществу иезуитскую, так и на немецкую протестантскую; можно говорить об опосредованном воздействии на православную традицию через Киево-Могилянскую коллегию. Можно определенно говорить о воздействии С. на философию Декарта, Лейбница, Вольфа, др. новоевропейских мыслителей; о влиянии С. на свои учения упоминают Шопенгауэр, Брентано; Хайдеггер и Субири считают С. "каналом" или "шарниром", соединяющим схоластику и современную философию.

Соч.: R.P. Francisci Suarez e Societate Jesu Opera Omnia. Vol. I-XXVIII. Parisiis, 1856-1878; Disputationes metaphysicae. Vol. 1-2. Hildesheim, 1965; Disputaciones metafísicas. En 7 vols. Madrid, 1960-1966; Tratado de las leyes y de Dios legislador: En 6 vols. Madrid, 1967; Defensa de la fe catόlica y apόstolica contra los errorers del anglicanismo. Madrid, 1970-1971; Метафизические рассуждения (рассуждения I-V) / Пер. Г.В.Вдовиной. М., 2007; О душе. Рассуждение IX. (фрагмент) / Пер. Д.В.Шмонина // Вестник РХГА. 2007. Т. 8 Вып. 1.

Лит.: Fichter J.H. Man of Spain. Francis Suarez. New York, 1940; Arboleya E. G. Franсisco Suárez, su situación espiritual, vida y obra. Madrid, 1946.; Mugica P. Bibliografía suareciana. Granada, 1948; Pereña Vicente L. Teoría de la guerra en Francisco Suárez. Madrid, 1954. Courtine J.-F. Suárez et le système de la métaphysique, Paris, 1990; Rinaldi T. Francisco Suárez: cognitio singularis materialis. De anima. Bari, 1998; Doyle J.P. Suárez on the Analogy of Being. Part 1-2 // The Modern Schoolman. 1969. Vol. XLVI.; Gracia J. Francisco Suárez: The Man in History // American Catholic Philosophical Quarterly. Vol. 65. 1991; Noreña C. Suárez and Jesuits // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65. No 3; Ashworth E.J. Suárez on the Analogy of Being: Some historical Background // Vivarium. 1995. Vol. 33; Шмонин Д.В. Фокус метафизики. Порядок бытия и опыт познания в философии Франсиско Суареса. СПб., 2002; его же. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. СПб., 2006; Вдовина Г.В. "Метафизические рассуждения" Франсиско Суареса // Вопросы философии. 2003. № 10; ее же. Франсиско Суарес о метафизике и метафизическом познании // Историко-философский ежегодник. 2004. М., 2005; ее же. Франсиско Суарес об analogia entis: проблема аналогии сущего в схоластике XVI в. // Точки/Puncta 2006. Вып. 1-2.

Д.В.Шмонин

 

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 46 мс 
Яндекс.Метрика