СОТО (Soto) Доминго де (при рождении - Франсиско) (1495, Сеговия - 15.11.1560, Саламанка), испанский богослов, философ, теоретик права, представитель второй схоластики и основатель (наряду с Франсиско де Виторией) Саламанкской богословско-философской школы. В 1512-1516 - в ун-те Алькалá‑де‑Энарес, бакалавр искусств (1516), в 1516-1519 продолжает обучение в Париже: "свободные искусства" изучает в коллегии св. Барбары (1516-1517), теологию - в коллегии св. Якова (1517-1519), где сближается с Виторией. Возвратившись в Алькалá‑де‑Энарес, заканчивает курс теологии в коллегии св. Ильдефонсо (1519), в 1520-1524 преподает "свободные искусства". Лиценциат теологии (1522); в 1524 вступает в доминиканский орден, приняв имя Доминго. В том же году С. направляют в Саламанку для преподавательской работы, где в коллегии св. Эстебана он и проведет (не считая отъездов) всю дальнейшую жизнь. Здесь С., читая обязательный университетский курс по "Сентенциям" Петра Ломбардского, формируется как самостоятельный мыслитель, ассистирует Витории на ведущей кафедре теологии (в т.ч. в 1531‑1532 читает курс по 1-й части "Суммы теологии" Фомы Аквинского), в 1532 становится доктором теологии и получает место профессора второй по значимости теологической кафедры университета. В последующие годы занимается переработкой университетских курсов в духе обновленного томизма, характерного для развернутой Виторией в Саламанке реформы преподавания теологии и философии. В 1539 под редакцией С. были переизданы "Summulae" (вводный курс философии), в 1543 логика ("Комментарии к диалектике Аристотеля" - "In dialecticam Aristotelis commentarii"). В ходе работы над "Физикой" (1544-1548) С. высказывает ряд передовых естественнонаучных мыслей (о важности эксперимента, индуктивного метода, об ускорении свободного падения тел, о явлении радуги и др.).

В 1545-1548 С. - официальный представитель императора Карла V на Тридентском соборе, где выступает против критиков схоластики, доказывая важность последней как рациональной теологии, нуждающейся, вместе с тем, в новых методах, участвует в редактировании ряда декретов. Идеи реформы схоластики и критику "заблуждений протестантов" С. изложил в трактате "О природе и благодати" (De natura et gratia, 1547), в котором, отталкиваясь от дискутируемых вопросов первородного греха и оправдания, развивает идеи реформы схоластики. В 1548 по распоряжению императора С. участвует и попытках реализации примирительных идей Карла V ("Аугсбургский интерим"), и лишь в 1550 получает разрешение вернуться в Саламанку. В 1552-1556 занимает первую теологическую кафедру, публикует философско-правовой трактат "О справедливости и праве" (De justitia et jure), а после отставки по болезни до последних дней жизни продолжает напряженную писательскую работу над "Комментарием на IV книги "Сентенций"" (1558‑1560).

По мнению С., теология должна иметь научный и доказательный характер, давая рациональные основания морали, права, политики, экономики и т.п. Наиболее ярко этот метод С. реализует в трактате "О справедливости и праве", предмет которого - справедливость (имеющая статус моральной добродетели) и различные формы ее проявления. Классифицируя законы и выделяя естественное, позитивное и международное право ("право народов"), С. подчеркивает божественный характер естественного права. Нарушение законов человеческого общества (основанных на принципах естественного права) есть проявление несправедливости, поэтому С. подробно рассматривает ряд морально-правовых вопросов социально-экономической жизни (собственность, экономика, коммерция). Обновленная томистская схоластика выступает у С. в качестве моральной теологии, в основе которой, в свою очередь, лежит христианская религия, сама по себе являющаяся важнейшей формой проявления справедливости. При этом в фокусе внимания С. (это сближает его с Виторией, Кано, Молиной, Суаресом и др. представителями второй схоластики) находится динамично меняющийся окружающий мир.

Соч.: De natura et gratia. New Jersey, 1965; De la Justicia y del Derecho, en X libros. En 5 vols. Madrid, 1967-1968.

Лит.: Beltrán de Heredia V. Domingo de Soto. Estudio biográfico documentado. Salamanca, 1960; Cuesta Domingo M.P. Domingo de Soto y su obra. Segovia, 1996; Belda Plans J. La Escuela de Salamanca. Madrid, 2002; Domingo de Soto en su mundo / Ed. M. Cuesta Domingo. Segovia, 2008.

Шмонин Д.В. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. СПб., 2006.

 

Д. В. Шмонин

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика