Прокл

 

Схоларх афинской Академии Прокл, автор целого ряда сочинений и комментариев к платоновским диалогам (к «Пармениду», «Тимею», «Государству» и др.) в одном из главных своих произведений ‑ «Платоновской теологии» излагает учение об эманации, дополнив схему в духе пифагорейцев и позднего Платона областью чисел, расположенной между Единым и Умом. Отвлеченные от конкретики числа (которые, кстати, Прокл называет богами), не указывающие ни на что, расположенные выше всеч идей, форм и вещей, близки Единому; но в силу того, что все же числа суть некоторые различения или расчленения, они аналогичны Уму, который, будучи единым, мыслит различное.

Показательным является трактат Прокла «Первоосновы теологии», в 211 параграфах которого говорится едином и многом, о числах-богах, об уме и умах, о мировой душе и душах, но нет специального учения о космосе, природе, поскольку материальный мир является следствием, а не первоначалом. Тем не менее, у Прокла мы также находим раскрытие эманации и объяснение мироустройства «снизу вверх», эмпирически, когда из наличия многого объясняется необходимость его первоосновы – единого.

Задаваясь вопросом о том, откуда и благодаря чему происходит движение в материальном мире, Прокл по цепи причин поднимается до космоса, вселенной. Причина может содержаться либо в самом космосе, либо вне его, точнее, в ином его срезе, смысле, в другой его стороне, под которой Прокл понимает мировую душу. Но если душа мира является объединяющим началом последнего и рукоподит движением, происходящем в этом материальном мире, то, продолжает свое размышление Прокл, откуда берется движение в самой душе и каковы законы этого движения? Так мы мысленно поднимаемся на более высокий уровень бытия – к уму, внеличностному мировому началу, в котором содержатся принципы универсального устройства космоса и законы, в соответствии с которыми миром управляет душа. Отвечая на вопрос о том, откуда единство в уме, размышляющем обо всем, создающем формы для всего и дающем всему существование, Прокл приходит к выводу о том, что над умом расположено единое, которое, является первым основанием мира и, само пребывая над всем сущим, содержит последнее в себе как сведенное в одну точку.

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 0 мс 
Яндекс.Метрика