МОЛИНА Луис де (Molina Luis de) (1535, Куэнка, Кастилия -12.10.1600, Мадрид), испанский богослов, представитель "второй схоластики". Родился в дворянской семье, в 12-летнем возрасте отправился в университет Саламанки, а спустя год перевелся в иезуитскую коллегию Алкала-де-Энареса. В 1553 орден иезуитов, в который М. вступил, направил его для дальнейшего обучения в Португалию, где находилось ведущее учебное заведение ордена - Коимбрский университет. В 1561 или в 1562 М. посвятили в духовный сан, в 1563 в Эворе он начал преподавать "свободные искусства". Глубокий ум и педагогический дар определили довольно быстрый карьерный рост М.: в 1568 он был допущен к преподаванию теологии и вскоре получил кафедру в том же университете Эворы, которую занимал до 1574, а в последующие годы (1577-78; 1581-82) преподавал там же право; итогом его лекций стало одно из наиболее известных его произведений, 3-томный трактат "О правосудии и праве" (De justitia et jure; 1-е изд. - Куэнка, 1593-1600 ). В 1584, оставив преподавание, М. посвятил себя писательскому труду, с 1591 жил в родной Куэнке. В апреле 1600 М. пригласили в мадридскую Королевскую иезуитскую коллегию в качестве профессора теологии, но спустя полгода после приезда в столицу он умер.

Монашеская скромность причудливо сочеталась у М. с дворянской гордостью, а схоластическая ученость - с гуманистическими наклонностями. Стержнем его учения стала попытка решения центральной в эту эпоху проблемы моральной теологии- примирения догматов о Божественном всеведении и о наличии свободной воли у ангелов и людей. Наибольшую известность получило морально-философское произведение М. "Согласие свободной воли с дарами благодати, Божественным всеведением, провидением, предопределением и осуждением" (изд. - 1588); учение, изложенное в "Согласие...", получило название молинизма или доктрины "совместного действия". Согласно этой доктрине, Бог и человек соотносятся друг с другом как "первая причина" (causa prima) и "вторая причина" (causa secunda). Бог задает общее направление, оставляя за человеком право на собственный (частный) выбор, который осуществляется его волей на основе решения разума - воля человеческая не принимает решения, если ей заранее свыше не дано нечто, предписанное или утвержденное разумом; таким образом, Божественная благодать воздействует на волю человека опосредствованно, через его разум.

Отвечая на вопрос о том, предопределены ли будущие события, которые являются результатами выбора человека (и которые он воспринимает как случайные), М. подкрепляет моральную доктрину гносеологической концепцией "среднего знания". В Боге, согласно его утверждению, существуют 3 типа знания: 2 из них, естественное (scientia naturalis; априорное знание обо всем возможном бытии) и следующее за актом творения свободное знание (scientia libera) о всем, что имеется в наличии, доминиканцы, исходившие из учения св. Фомы Аквинского и склонявшиеся к предетерминизму, принимали (с некоторыми разночтениями в названиях) и ими ограничивались. М. вводит третий тип - "среднее знание" (scientia media), которое можно охарактеризовать как априорное знание Богом будущих случайных событий, Его вèдение о всевозможных условиях, в которых окажется выбирающий человек; "среднее знание", понимаемое как способность и функция Бога, в то же время держит в своем фокусе "вторую причину"- человека, его выбор и условия, в которых этотвыбор осуществляется.

Молинистская доктрина "Божественного содействия" вместе с его доктриной "среднего знания" решают проблему согласования абсолютного Божественного всеведения со свободой человеческой воли. Позиция М. вызывала возражения доминиканцев во главе с Доминго Баньесом, которые настаивали на томистской доктрине. и полемика о свободе воли и Божественной благодати продолжалась до ее прекращения папой Павлом V в 1607. В не меньшей степени, чем томизму, молинизм противоречил протестантскому богословию, а с позицией христианского гуманизма обнаруживал весьма примечательное сходство.

Соч.: Liberi arbitrii concordia cum gratia donis, divina praescientia, providentia, praedestinatione et reprobatione. Antverpiae, 1609; De justitia et jure. Coloniae, 1614. Vol. 1-4.

Лит.: Hamilton C. Political Thought in Sixteenth-Сentury Spain: A Study of Political Ideas of Vitoria, Soto, Suárez and Molina. Oxford, 1963; Smith G. Freedom in Molina. Chicago, 1966; Queralt A. Libertad humana en Luis de Molina. Granada, 1977; Flint Th. P. Divine Providence: The Molinist Account. Ithaca (N. H.), 1998; Шмонин Д. В. О философии иезуитов, или "Три крупицы золота в шлаке схоластики" (Молина, Васкес, Суарес) // Вопросы философии. 2002. № 5.

 

Д. В. Шмонин

 

 

 

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 46 мс 
Яндекс.Метрика