КАНО Мельхиор (Cano Melchior) (01,или 06,01.1509, Таранкон, Куэнка (Кастилия), - 30.09.1560, Толедо) - доминиканский теолог, выдающийся представитель Саламанкской школы, с деятельностью которой связывают начало т. н. второй схоластики. Родился в семье ученого-юриста Фернандо Кано. В отрочестве был отправлен отцом учиться в университет Саламанки; в 1523 вступил в доминиканский орден. С 1527 по 1531 был учеником Франсиско Виториа. В 1531 продолжил образование в орденской школе монастыря св. Григория (Вальядолид), с 1533 там же начал преподавательскую деятельность. В 1542 К. стал профессором философии в университете г. Алькала-де-Энарес; в 1546, после смерти Виториа, занял кафедру теологии в Саламанке. По поручению Карла V в 1551-1552 участвовал в работе Тридентского собора, сыграл заметную роль в богословском обсуждении вопросов, связанных с евхаристией, покаянием и богослужением. В 1552 по представлению Карла V папой Юлием III назначен епископом Канарских островов, но К. отказался от этого сана через месяц после назначения. В 1553 К. возвратил в Вальядолид в качестве ректора школы св. Григория, а в 1557 стал приором монастыря св. Стефана в Саламанке. В том же году К. избран провинциалом ордена; однако это назначение было оспорено Бартоломé де Карранса, бывшим учителем К. и его давним соперником. В результате повторной процедуры К. был избран вновь, но папа Павел IV по политическим мотивам не утвердил К. в должности. Лишь после смерти Павла IV, в 1560 г., К. сумел добиться утверждения у нового папы Юлия IV во время личного визита в Рим. Умер по возвращении в Испанию.

К. известен как советник Карла V и Филиппа II по вопросам теологии, преследователь еретиков и неутомимый противник иезуитов. Но своей славой он обязан трактату "XII книг об основоположениях теологии" (De locis theologicis libri XII), опубликованному после смерти автора в 1563 г. Сочинение К. явилось плодом того движения, у истоков которого стоял Франсиско Виториа и цель которого заключалась в том, чтобы восстановить святоотеческие корни теологии, привести ее в соответствие с критериями научного знания, а также улучшить ее литературную форму. В своем трактате К. предстает как создатель богословской дисциплины, впоследствии получившей название фундаментальной теологии. Термин "loci" означает у К. комплекс принципов и вопросов, составляющий первооснову всякой науки, в данном случае -теологии. Замысел К. состоял в том, чтобы впервые исследовать основоположения и источники богословского познания в научной перспективе и разработать - тоже впервые - научный богословский метод. К. отмечал, что теологические аргументы и доказательства опираются на два основания: авторитет и разум. В соответствии с этим он вычленял и анализировал десять главных источников богословского знания: авторитет 1) Священного Писания, 2) церковного предания, 3) Вселенских соборов, 4) Римской Церкви, 5) святых отцов, 6) докторов схоластики; а также 7) естественный разум, 8) авторитет философов и 9) учителей гражданского права, и, наконец, 10) авторитет истории. Первые семь источников определяют собственную область теологической науки, последние три служат для нее полезными вспомогательными средствами. В заключительной книге трактата К. рассматривал вопросы, связанные с использованием этих источников в схоластических диспутах и богословской полемике. Итоги трактата можно суммировать следующим образом: возврат к первоначалам теологии, разработка методологических правил богословского исследования, утверждение системного подхода к теологии, ориентированной на принципы научного знания.

Трактат К. замечателен не только своим новаторским содержанием, но и языком: великолепной латынью, соответствующей требованиям эпохи Ренессанса.

После первой публикации 1563 трактат выдержал еще двадцать шесть изданий: восемь в Испании, девять - в Италии, семь - в Германии и два - во Франции. Последнее по времени - 1890, Рим.

 

Соч: De locis theologicis libri XII. Salamanca, 1563; Roma, 1890.

Лит.: Lang A. Die loci theologici des Melchior Canos und die Methode des dogmatischen Beweises. Ein Beitrag zur theologischen Methodologie und ihrer Geschichte (Diss). München, 1924; Solano M. Los grandes escolásticos espaňoles de los siglos XVI y XVII. Madrid, 1928; Marcotte E. La nature de la théologie d'après Melchior Cano. Ottawa, 1949; Tchibangu Th. Théologie positive et théologie speculative. Louvain - Paris 1965.

Г. В. Вдовина

 

 

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика