ИУДАИЗМ

 

Рукописи Мёртвого моря (Dead Sea Scrolls),

 

древние рукописи (на коже, папирусе и меди), обнаруженные в пещерах и древних развалинах в Иудейской пустыне. Находка этих рукописей относится к наиболее важным открытиям в истории современной археологии. Обнаружение данных манускриптов позволило ученым установить, что текст еврейской Библии стабилизировался не позднее 70 г. н. э.; реконструировать историю Палестины с 4-го в. до н. э. по 135 г. н. э.; пролить новый свет на возникновение христианства и раввинистического иудаизма и на взаимоотношения между ранним христианством и еврейскими религиозными традициями.

 

Рассматриваемые документы были обнаружены в Иудейской пустыне в пяти основных районах: Хирбет-Кумран, Вади-аль-Мурабба'ат, Наал-эвер (Вади-Хабра) и Наал-Це'элим (Вади-Сейал), Вади-Далиех и Масада. Первые рукописи, случайно найденные молодым бедуином-пастухом (1947) в пещере Хирбет-Кумрана, у северо-западного побережья Мёртвого моря, почти сразу же получили наименование рукописей (свитков) Мёртвого моря. Более поздние находки (особенно в 1950-х и до середины 1960-х) в близлежащих областях стали обозначаться аналогичным образом.

В одиннадцати пещерах Кумрана были обнаружены многочисленные документы, предположительно являвшиеся частью библиотеки, принадлежавшей фундаменталистской еврейской религиозной секте (ессеев), которая проживала в Кумране с середины 2-го в. до н. э. по 68 г. н. э. Некоторые исследователи предполагают, что эти свитки скорее являются не произведениями ессейских монахов, а собранием важных еврейских сочинений, которые были сокрыты для сохранности в пещерах во время римского вторжения в Иудею в 67-73 гг. н. э. Манускрипты датируются периодом между серединой 3-го в. до н. э.-68 г. н. э.; большинство же документов было создано в 1 в. до н. э.-1 в. н. э. Древнейшими являются библейские рукописи. (См. также Указатель: Кумранская община.)

 

Лучше всего сохранились документы, обнаруженные в пещере I Кумрана, включая свиток Исайи, Устав общины (также называемый Дисциплинарным руководством), Войну сынов Света против сынов Тьмы или Свиток войны, свиток Благодарственных гимнов и Комментарий на книгу Аввакума.

 

В пещере II найдены лишь фрагменты рукописей. В пещере III обнаружен Медный свиток - список храмовых сокровищ и мест их сокрытия. Пещера IV служила убежищем для основной части библиотеки, укрытой, как полагают, ессеями. Из обнаруженных здесь около 400 рукописей, дошедших в основном в плохом состоянии, большинство являются сектантскими сочинениями. Около 100 представляют собой библейские тексты; найдены фрагменты всех произведений еврейской Библии (Ветхого Завета), за исключением книги Есфири.

 

Несколько хорошо сохранившихся документов были найдены также в пещере XI, включая большой свиток с каноническими, апокрифическими и ранее неизвестными псалмами. Был обнаружен также экземпляр книги Левита (палеографически датирующийся 3 в. до н. э.). Храмовый свиток, купленный в 1967 у бедуинов, был, вероятно, ими обнаружен в пещере XI более чем за десятилетие до этого. В тексте его 66 сохранившихся колонок приводятся детали возведения идеального Храма в Иерусалиме.

 

В Вади-аль-Мурабба'ат, местности, расположенной в 18 км к югу от Кумрана, открыты документы, которые принадлежали бежавшим от отрядов Бар-Кохбы (возглавившего самоубийственное восстание евреев против Рима в 132-135 гг. н. э.). Помимо двух писем Бар-Кохбы, правовых документов на древнееврейском, арамейском и древнегреческом языках и фрагментов библейских произведений, палеографически датируемых 1-м и 2-м вв. н. э., археологи обнаружили удивительно хорошо сохранившийся свиток 12 малых пророков, который фактически идентичен традиционному библейскому тексту.

 

В 1952 пастухи сообщили об обнаружении рукописей в районе к югу от 'Ейн-Геди и представили в качестве свидетельств утраченный древнегреческий перевод (1-го в. н. э.) малых пророков, письмо Бар-Кохбы, библейские фрагменты и правовые документы периода восстания Бар-Кохбы на арамейском, древнегреческом и набатейском языках. Во время раскопок в Наал-Це'элиме в "Пещере свитков" были обнаружены рукописи и артифакты периода Бар-Кохбы, а в "Пещере писем" - 15 папирусов Бар-Кохбы и фрагмент с псалмами. Позднее, при раскопках было найдено еще несколько писем Бар-Кохбы, а также большое количество набатейских, арамейских и древнегреческих документов. В Наал- эвере, в "Пещере ужасов" (где лежали остатки скелетов), удалось обнаружить крохотные фрагменты греческой рецензии малых пророков.

 

В Вади-Далиехе, в 13,6 км к северу от древнего Иерихона, было открыто около 40 сильно поврежденных документа, спрятанных в пещере самаритянами, которые были умерщвлены здесь же солдатами Александра Македонского в 331 г. до н. э. Все эти правовые документы написаны по-арамейски, печати же выполнены палеоеврейским шрифтом. Будучи наиболее ранней (375-335 гг. до н. э.) находкой значительной группы папирусов в Палестине, документы из Вади-Далиеха представляют собой огромную ценность для историков.

 

Наконец, в последнем месте находок, в Масаде, были обнаружены еврейская рукопись книги Иисуса, сына Сирахова (Екклесиастикус; около 75 г. до н. э.) и фрагменты Псалтири, книг Левита и Бытия. Найден также свиток Песен субботнего всесожжения, авторами которого, возможно, были ессеи. Аналогичный манускрипт был обнаружен в кумранской пещере IV.

 

Все рукописи оказались под контролем комитета, состоявшего из небольшой группы ученых. Большая часть крупных и наиболее полных свитков была опубликована вскоре после их обнаружения. Большинство же свитков, однако, представляют собой крохотные, ломкие фрагменты. Эти фрагменты публиковались, по мнению многих исследователей, крайне медленно; доступ же к неопубликованным документам жестко ограничивался редакционным комитетом. В сентябре 1991 исследователи из Колледжа Еврейского союза (Hebrew Union College; Цинциннати, Огайо) объявили, что ими создана компьютерная программа для реконструкции неопубликованных текстов, в которой используются данные изданной ранее конкорданции к свиткам Мёртвого моря. Позднее в том же месяце, официальные представители Хантингтонской библиотеки (Hantington Library; Сан-Марино, Калифорния) объявили, что они открывают исследователям неограниченный доступ к хранящемуся в их библиотеке полному комплекту фотографий свитков. После того, как фактическая монополия группы ученых, имеющих официальный доступ к рукописям Мёртвого моря от Управления израильскими древностями (Israeli Antiquities Authority), была устранена, они согласились снять установленные ими на столь продолжительное время ограничения по использованию свитков.

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

 

Roland de Vaux, Archaeology and the Dead Sea Scrolls (1973); Geza Vermes and Pamela Vermes, The Dead Sea Scrolls: Qumran in Perspective (1977); Hershel Shanks (ed.), Understanding the Dead Sea Scrolls (1992); James Charlesworth (ed.), Jesus and the Dead Sea Scrolls (1993); Eugene Urlich and James VanderKam (eds.), The Community of the Renewed Covenant (1994); Florentino Garcia Martinez, Dead Sea Scrolls in English (1994); Emanuel Tov (ed.), The Dead Sea Scrolls on Microfiche: A Comprehensive Facsimile Edition of the Texts from the Judaean Desert (1995); Igor Tantlevskij, The Two Wicked Priests in the Qumran Commentary on Habakkuk (1995); Ben Zion Wacholder and Martin Abegg, A Preliminary Edition of the Unpublished Dead Sea Scrolls, fasc. 1-4 (1991-1996); James Charlesworth (ed.), The Dead Sea Scrolls: Hebrew, Aramaic, and Greek Texts with English Translations, vol. 1-2 (1994-1996); Geza Vermes, The Complete Dead Sea Scrolls in English (1997).

Иосиф Давидович Амусин, Рукописи Мёðòâîãî ìîðÿ (1960); îí æå, Òåêñòû Êóìðàíà, âûï. 1 (1971); îí æå, Êóìðàíñêàÿ îáùèíà (1983); Ìàðãàðèòà Ìèõàéëîâíà Åëèçàðîâà, Îáùèíà òåðàïåâòîâ (1972); Êëàâäèÿ Áîðèñîâíà Ñòàðêîâà, Ëèòåðàòóðíûå ïàìÿòíèêè Êóìðàíñêîé îáùèíû (1973); Èãîðü Ðîìàíîâè÷ Òàíòëåâñêèé, Èñòîðèÿ è èäåîëîãèÿ Êóìðàíñêîé îáùèíû (1994); Êëàâäèÿ Áîðèñîâíà Ñòàðêîâà, Àíàòîëèé Ìèõàéëîâè÷ Ãàçîâ-Ãèíçáåðã è Ìàðãàðèòà Ìèõàéëîâíà Åëèçàðîâà, Òåêñòû Êóìðàíà, âûï. 2 (1996).

 

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 46 мс 
Яндекс.Метрика