ИУДАИЗМ

 

Йом-киппур (Yom Kippur), по-древнееврейски также ЙОМ-ХАК-КИППУРИМ, ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ или СУДНЫЙ ДЕНЬ; наиболее торжественный из иудаистских религиозных священных дней, отмечаемый в 10-й день лунного месяца тишри (сентябрь-октябрь). В этот день евреи стремятся искупить свои грехи и достичь примирения с Богом. Йом-киппур завершает "10 дней покаяния", начинающихся в Рош хаш-Шана (Новый год), т. е. в 1-й день месяца тишри. В Библии Йом-киппур обозначается как Шаббат шаббатон ("Суббота торжественного покоя" или "Суббота суббот"), поскольку, даже если этот священный день падает не на субботу, он, тем не менее, требует соблюдения особой торжественности и полного прекращения какой бы то ни было работы. Цель Йом-киппура - совершение индивидуального и коллективного очищения путём прощения грехов своих ближних и через искреннее раскаяние перед Богом в собственных грехах.

 

В Йом-киппур иудаисты воздерживаются от еды, питья и половых отношений. В среде особо набожных ортодоксов запрещено носить кожаную обувь и умащаться елеем. Ортодоксальные иудаисты в этот день носят длинные белые одеяния, называемые киппелот.

 

Канун Йом-киппура и весь этот священный день еврейские общины проводят в молитвах и размышлениях. Накануне Йом-киппура рецитируется молитва Кол-нидре (по-арамейски: "Все обеты"), известная своей прекрасной мелодией. Кол нидре провозглашает отмену всех обетов, данных молящимися в течение года и касающихся непосредственно их самих (обязательства по отношению к ближним при этом исключаются). Вечером, перед наступлением Йом-киппура, евреи просят прощение и прощают друг друга за прошлые обиды, ибо прощение, полученное от ближнего, знаменует прощение Самого Господа Бога. Считается, что Бог прощает грехи тех, кто искренне раскаивается и подтверждает своё раскаяние достойным поведением и совершением добрых дел.

 

Службы в Йом-киппур продолжаются с утра до вечера и включают чтения из Торы и рецитирование покаянных молитв. Члены общины творят также Йискур, поминальные молитвы о недавно почивших. В конце служб читают специальные завершающие молитвы и трубят в ритуальный рог, называемый шофар.

 

До разрушения Храма в Иерусалиме первосвященник совершал тщательно разработанную жертвенную церемонию в Святилище, последовательно исповедуясь в своих собственных грехах, грехах священства и грехах всего Израиля. Затем, одетый в белые льняные одежды, он входил в Святая Святых Храма - куда можно было входить только в Йом-киппур - дабы покропить там кровью жертвенного животного и совершить воскурение. Церемония завершалась изгнанием в пустыню козла (козла отпущения), на которого символически возлагались грехи Израиля.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика