ИУДАИЗМ

 

йешива (yeshiva), буквально по-древнееврейски "заседание", множественное число ЙЕШИВОТ (ЙЕШИБОТ), ЙЕШИВАС; наименование любой из многочисленных иудаистских академий талмудического обучения, чьи библейские и правовые интерпретации и предписания касательно реализации установлений Священного Писания определяли и регулировали религиозную жизнь евреев на протяжении столетий. О первоначальной истории йешивы как учебного заведения мы имеем лишь косвенные свидетельства; что касается самого термина, то он вошёл в широкое употребление не ранее 1 века н. э. В раввинистической литературе упоминается о существовании религиозного обучения уже в эпоху библейских патриархов, а также период Египетского рабства и странствований по Синайской пустыне во время Исхода; в Екклесиастикусе [Книге Иисуса, сына Сирахова], написанном около 190 г. до н. э., встречается упоминание о школе автора данного произведения, Иисуса, сына Сирахова [Бен-Сиры]. В 1 веке н. э. влиятельные религиозные академии возглавлялись мудрецами Гиллелем и Шаммаем.

 

В эпоху Иерусалимского Второго Храма (6 век до н. э.-1 век н. э.) высшим судебным органом Иудеи был Великий Синедрион, рассматривавшийся в качестве основного учреждения религиозного обучения. Функционирование Синедриона как Дома суда (Бейт дин) было тесно связано с его деятельностью в качестве Дома учения (Бейт мидраш); мудрецы, являвшиеся членами этого органа, старались приглашать учёных и студентов, сведущих в иудаистском праве, с тем, чтобы они могли принимать участие в заседаниях, проводимых Великим Синедрионом или местными судами, находящимися под его юрисдикцией. Таким образом, перед тем, как принять юридическое решение, 71 член Синедриона "заседал" перед учёными (отсюда появился еврейский термин йешива и арамейский метивта) и исследовал Писаный и Устный (Галаха) Законы.

 

Непосредственно после разрушения Второго Храма в 70 г. н. э. религиозная жизнь стала концентрироваться вокруг фигур выдающихся раввинов, проживавших за пределами Иерусалима. Наиболее значительной йешивой в этот период была академия, основанная Иохананом бен-Заккаем в Явнэ (или Ямнии, ныне Йивна) у иудейского побережья Средиземного моря. Среди крупнейших таннаев ("учителей") и мудрецов, доминировавших в более позднее время в среде религиозных учёных, выделяются рабби Симеон бен-Гамалиил (умер в 175) и его сын, рабби Иехуда ха-Наси (около 135-около 220), под руководством которого было завершено компилирование Мишны.

 

С середины 3 века иудаистская учёность начинает концентрироваться на проблемах правовой интерпретации Мишны, осуществлявшейся амораями ("преподавателями", или "истолкователями"). В Палестине йешивы были учреждены в Лидде, Кейсарии, Сепфорисе и Тверии. В этих академиях был создан Палестинский Талмуд, а также собрание мидрашей (гомилетических комментариев на библейские тексты).

 

Одновременно йешивы возникали и в Вавилонии, а две из них получили особую известность. Первая была учреждена Аббой Арихой после того, как он прибыл в Суру в 218. Другую основал Иехуда бар-Иезекиил в Пумбедите. В период приблизительно с 200 по 1040 эти две йешивы считались чрезвычайно авторитетными центрами обучения и вырабатывали "официальные" интерпретации закона.

 

По мере того, как вавилонские йешивы приходили в упадок, возникали новые центры в Испании, Франции, Италии, Германии и центральной Европе. Затем, при передвижении евреев на восток, появляются весьма влиятельные йешивы в Польше. После изгнания евреев из Испании в 1492 возникли новые важные центры еврейского образования в Турции и России.

 

Во второй половине 18-го века начавшееся в восточной Европе движение Просвещения (Гаскала) поставило своей целью адаптировать иудаизм к условиям тогдашней культуры, что грозило подорвать традиции йешив; в попытке противостоять этому Хайим бен-Исаак основал в 1803 йешиву в Волошине, Россия. Вплоть до своего закрытия в 1892 это учреждение оказывало глубокое влияние на российское еврейство. Волошинская йешива, отойдя от традиционных учебных курсов европейских (литовских, польских, венгерских) йешив, ввела ряд светских дисциплин в свою программу подготовки будущих раввинов.

 

Первая йешива в Соединённых Штатах, возникшая в Нью-Йорке в 1886 и называвшаяся Эц Хайим ("Древо жизни"), была организована по модели волошинской академии. В 1896 она была преобразована в йешиву рабби Исаака Элханана, в 1928 стала называться Йешива-колледжем, а с 1945 - Йешива-университетом (Yeshiva University).

 

В период преследований нацистами европейского еврейства - накануне и во время Второй мировой войны (1939-1945) - было уничтожено множество йешив, а большое число учёных и студентов, готовившихся стать раввинами, вынуждены были бежать в другие страны, прежде всего, в Англию, Канаду, Соединённые Штаты и Палестину. В настоящее время наиболее значительные йешивы находятся в Соединённых Штатах и Израиле.

 

Раввинские семинарии реформистского и консервативного иудаизма обычно не носят наименования йешив. В Соединённых Штатах Америки дневная школа, находящаяся под покровительством организаций ортодоксального иудаизма, обычно именуется "малой йешивой" (йешива кетана).

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика