ИУДАИЗМ

 

Десять заповедей (Ten Commandments),

 

 

также обозначаются как ДЕКАЛОГ (греческое дека логой, "10 слов"), список религиозных установлений, которые, согласно ряду пассажей из книг Исхода и Второзакония, были возвещены Богом Моисею на горе Синай и выбиты на двух каменных скрижалях. Эти Заповеди зафиксированы фактически в идентичной форме в Исходе 20:2-17 и Второзаконии 5:6-21. Вариант книги Исхода (в Синодальном переводе) выглядит следующим образом:

 

Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

 

Да не будет у тебя других богов пред Лицем Моим.

 

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

 

Не произноси Имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит Имя Его напрасно.

 

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - Суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

 

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

 

Не убивай.

 

Не прелюбодействуй.

 

Не кради.

 

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

 

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 

Существуют различные традиции относительно нумерации Десяти заповедей. В иудаизме пролог ("Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства") рассматривается как первая заповедь, а запрещение поклоняться лжебогам и кумирам - как вторая. Средневековая же римско-католическая традиция, воспринятая также Лютером, рассматривает все вышеупомянутые установления как единую заповедь; общее число 10 сохраняется посредством того, что запреты относительно посягательств на чужую жену и чужое имущество воспринимаются здесь как две отдельные заповеди. В греко-православной и протестантско-реформистской традициях пролог и запрет против поклонения лжебогам рассматриваются как одна заповедь, а запрещение поклоняться кумирам - как вторая. (См. также Указатель: Римско-католическая церковь, Лютеранство, Восточное православие, Протестантизм, Реформистская церковь.)

 

Датировка Десяти заповедей зависит от проблемы интерпретации их предназначения. Некоторые исследователи предлагают датировать эти Заповеди периодом между 16 и 13 веками до н. э. на том основании, что книги Исхода и Второзакония связывают их с личностью Моисея и Синайским Заветом между Господом (Yahweh) и Израилем. Те же, кто рассматривают Десять заповедей как краткое изложение учений пророков, полагают, что они возникли через некоторое время после деятельности пророков Амоса и Осии (после 750 г. до н. э.). Если Десять заповедей являются просто резюме правовых и жреческих традиций Израиля, они могут относится даже к более позднему периоду.

 

Заповеди содержат не много нового для древнего мира, отражая общие на древнем Ближнем Востоке моральные нормы. Они представляют собой перечень условий, которые принимает на себя община Израиля в своих взаимоотношениях с Господом. Различия в формулировках Заповедей, обнаруживаемые в книгах Исхода и Второзакония, указывают на то, что в процессе передачи из поколения в поколение в них происходили определенные модификации.

 

В христианской традиции Десяти заповедям не предавалось особого значения вплоть до 13 века, когда они были инкорпорированы в наставление для исповедующихся в грехах. С возникновением протестантских церквей получают распространение новые наставления в вере, и Десять заповедей включаются в катехизисы как основополагающая часть религиозного обучения, в особенности молодых людей.

 

Пер. и ред. И. Т. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика