ИУДАИЗМ

 

левиты (Levite), члены группы родов религиозных функционеров в древнем Израиле, получивших особый религиозный статус предположительно за то, что во времена Моисея они истребили почитателей золотого тельца (Исход 32:25-29). Левиты заменили первенцев мужского пола из сынов Израилевых (Числа, глава 3; 8:16-19), которые "были посвящены служить Господу", будучи спасены Им от смерти во время первой Пасхи (Исход, глава 12). (См. также Указатель: священство.)

 

Существует предположение, согласно которому левиты первоначально составляли светское колено, носившее имя (по мнению некоторых, лишь символически) Левия, третьего сына Иакова и его первой жены, Лии. Впрочем, если левиты когда-либо и были членами светского колена, то во всяком случае ко времени овладения израильтянами Землёй Обетованной этого колена, бесспорно, уже не существовало; ибо левитам, в отличие от 12 колен Израилевых, была выделена не отдельная собственная территории, а 48 городов, разбросанных по всей стране (Числа 35:1-8). Некоторые исследователи, правда, утверждают, что образуй даже левиты колено, наподобие других колен Израилевых, им всё равно не пристало бы иметь земельного удела, ибо для служителя культа "жертвы Господа, Бога Израилева, суть удел его" (Иисус Навин 13:14). При восстановлении истории левитов следует учитывать также вероятность того, что в их рядах могли оказываться представители всех колен Израилевых.

 

Поскольку культовые функции левитов, очевидно, изменялись с течением их многовековой истории, современные исследователи не в состоянии точно выявить функциональные взаимоотношения, существовавшие между левитами и собственно священниками, потомками Аарона (предком которого также был Левий). Мы знаем, однако, что только жрецы-аарониды могли быть иудаистскими священниками в полном смысле этого слова. Левиты же, очевидно, выполняли подчинённые функции, связанные с публичными службами; они были храмовыми служащими, музыкантами, привратниками, стражниками, судьями и ремесленниками.

 

В современной синагогальной практике левитом называют молящегося, который благословляет чтение второго фрагмента из Закона во время службы.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 0 мс 
Яндекс.Метрика