ИУДАИЗМ

 

Каббала (Kabbala), также пишется КАБАЛА (по-древнееврейски: "Традиция"), эзотерическое течение, возникшее в 12-м веке в лоне иудаистского мистицизма. Каббала всегда представляла собой, прежде всего, устную традицию, и ознакомление неофита с её доктринами и практическими аспектами производилось под руководством индивидуального наставника, дабы избежать опасностей, присущих процессу переживания мистического опыта. Эзотерическая Каббала - это "традиция" в том смысле, что она претендует на обладание секретным знанием неписаной Торы (Божественного Откровения), содержание которой было возвещено Богом Моисею и Адаму. Хотя исполнение Закона Моисея остаётся основополагающим принципом иудаизма, Каббала, кроме того, предлагает своим адептам способы непосредственного приближения к Богу, переводя еврейскую религию в плоскость мистицизма. Многие иудаисты рассматривали каббалистическую практику мистических приближений к Богу как чреватую впадением в пантеизм и ересь.

 

Наиболее ранние истоки Каббалы можно усмотреть в мистицизме Меркавы. Это течение возникло в Палестине в 1-м веке н. э. Его центральным аспектом было экстатическое, мистическое созерцание Божественного Трона, или "Колесницы" (Меркава), видение которой описано в 1-ой главе книги пророка Иезекииля. Самое раннее из известных нам еврейских сочинений по магии и космологии, Сефер йецира (Книга созидания), было создано где-то между 3 и 6 веками. В нём описывается процесс творения, в котором участвуют 10 чисел (сефирот; см. сефира) Бога-Творца и 22 буквы еврейского алфавита. Вместе эти числа и буквы образуют "32 пути тайной мудрости".

 

Основным произведением ранней Каббалы является написанный в 12-м веке трактат Сефер ха-бахир (Книга яркости), оказавший глубокое и продолжительное воздействие на развитие еврейского эзотерического мистицизма и иудаизма в целом. Сефирот рассматриваются в Сефер ха-Бахир в качестве орудий творения мироздания и поддержания в нём равновесия. Данное произведение привносит в иудаизм представление о переселении душ (гилгул). Закладывая основы Каббалы, Сефер ха-Бахир вводит в употребление широкий спектр мистических символов.

 

ИСПАНСКАЯ КАББАЛА

 

В следующем столетии в Испании была создана Сефер ха-темуна (Книга образа), привносящая в каббалистическое учение понятие о космических циклах, каждый из которых даёт собственную интерпретацию Торы в соответствии с одним из Божественных атрибутов. Таким образом, иудаизм представлен здесь не в качестве религии вечных истин, но как религиозное учение, для которого каждый новый цикл, или эон, приносит уже другое понимание Торы.

 

В Испании была также создана знаменитая Сефер ха-Зохар (Книга сияния), произведение, которое в определённых кругах наделялось святостью, соперничающей со святостью самой Торы. Книга пытается раскрыть тайну творения и выявить функции сефирот; в ней также представлены мистические теории о природе зла, спасении и душе.

 

После изгнания евреев из Испании в 1492, в их среде получают широкое распространение мессианско-эсхатологические чаяния, так что Каббала находит у иудаистов самый живой отклик.

 

Лурианская Каббала. К середине 16-го века бесспорным центром Каббалы становится Сафед (Цфат) в Галилее, где провёл свои последние годы один из величайших каббалистов всех времён Исаак бен-Соломон Лурия. По мнению Гершома Герхарда Шолема, только Сефер ха-зохар превосходила по своему влиянию учение Исаака Лурии. Лурианская Каббала выдвинула ряд основополагающих доктрин: "сжатие" (цимцум) Божественного Света, вследствие чего возникает примордиальный космос; погружение световых частиц в материю (келлипот, "скорлупа"); и "космическое восстановление" (тиккун), которое может быть достигнуто благодаря напряжённой мистической жизни евреев и их непрекращающейся борьбе со злом. Учение лурианской Каббалы использовалось для обоснования саббетайанизма, еврейского мессианского движения 17-го века.

 

Лурианская Каббала оказала также глубокое воздействие на доктрины хасидизма, общественно-религиозного движения, возникшего в 18-м веке, а ныне получившего распространение во многих малых, но влиятельных еврейских общинах.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 46 мс 
Яндекс.Метрика