ИУДАИЗМ

 

Иехуда бен-Самуил (Judah ben Samuel), также ИЕХУДА (ИУДА) ХА-ХАСИД ИЗ РЕГЕНСБУРГА (умер в 1217), еврейский мистик и овеянный легендами пиетист, основатель экстатического, ультрапиетистского движения германских хасидеев (букв. "благочестивых", "пиетистов"). Он являлся также основным автором этического трактата Сефер хасидим (Книга благочестивых; Болонья, 1538), возможно, самого значительного из дошедших до нас документов средневекового иудаизма и одного из основных произведений еврейской литературы вообще. Данного мистика не следует путать с Иехудой (Иудой), сэром Леоном из Парижа (1166-1224), равным образом называемым ха-Хасид (букв. "Благочестивый"), а также с мессианским проповедником 17-го века Иехудой (Иудой) Хасидом ха-Леви; кроме того, нужно иметь в виду, что движение немецких хасидеев 12-13 веков прямо не связано с хасидским движением 18-го века, основателем которого был Ба'ал Шем Тов.

 

О фактах биографии Иехуды бен-Самуила, как и о жизни других крупнейших еврейских мистиков, известно крайне мало. Он был сыном мистика Самуила ха-Хасида и принадлежал к прославленному семейству Калонимос, давшему средневековому германскому еврейству многих мистиков и духовных лидеров. Известно, что около 1195, возможно из-за антисемитских выступлений, Иехуда бен-Самуил покинул Шпейер и поселился в Регенсбурге, где основал йешиву (религиозную академию) и призвал к себе ряд своих учеников, в том числе, мистика Елеазара из Вормса (также члена семейства Калонимос) и религиозных кодификаторов Исаака бен-Моисея из Вены и Баруха бен-Самуила из Майнца. Однако, большая часть жизни Иехуды бен-Самуила овеяна легендами; например, утверждается, что до 18 лет он был несведущ в вопросах иудаистского права, пока на него неожиданно не низошло просветление, в результате которого он стал способен творить чудеса, в частности, оживлять мёртвых и посещать пророка Илию.

 

Сефер хасидим представляет собой компиляцию писаний самого Иехуды, его отца Самуила и ученика Елеазара из Вормса. Доктрины Иехуды бен-Самуила, однако, доминируют на протяжении всего произведения. Хотя данный труд носит бессистемный характер и написан плохим языком, он представляет огромную ценность для изучения жизнедеятельности средневековой германской еврейской общины. Особую значимость имеет тот факт, что религиозные проблемы, затрагиваемые в книге, представлены в практической плоскости, а не в виде спекулятивных абстракций. В Сефер хасидим рассматриваются отношения человека с Богом и своими ближними, практические вопросы жизни, соблюдение субботы, социальные аспекты взаимоотношений с язычниками, проблема покаяния и многие другие аналогичные вопросы, так что во многом данное произведение может быть охарактеризовано как детальный устав общинной жизни.

 

Иехуда бен-Самуил написал также мистический трактат, от которого до нас дошли лишь отдельные цитаты, касающиеся Славы Божией (кавод), аспекта Божества, доступного человеческому восприятию, в отличие от высшей реальности Бога, находящейся за пределами опыта и постижения. Кроме того, Иехуда бен-Самуил был автором ряда литургий и респонсов (авторитетных ответов на вопросы, касающиеся иудаистского права).

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика