ИУДАИЗМ

 

Иехуда ха-Наси (Judah ha-Nasi) (около 135-около 220), один из последних таннаим, небольшой группы палестинских учителей иудаистского Устного Закона, отдельные части которого были собраны им в Мишне (букв. "Повторение"; "Учение"). Мишна стала объектом интерпретации в Талмуде, фундаментальном раввинистическом компендиуме иудаистского права, религиозных учений и комментариев. За его святость, образованность и известность Иехуду называли ха-Наси ("Князь"), рабби ("учитель"), раббейну ("наш учитель") и раббейну ха-кадош ("наш святой учитель"). Иехуда ха-Наси, потомок великого мудреца Гиллеля, стал преемником своего отца, Симеона бен-Гамлиила II, на посту патриарха (главы) еврейской общины в Палестине, а также синедриона, в те времена бывшего по преимуществу законодательным органом (ранее синедрион выполнял, главным образом, судебные функции). В качестве патриарха Иехуда первоначально пребывал в своей резиденции в Бейт Ше'ариме, а затем в Сепфорисе (оба города расположены в Галилее, области на севере Палестины). Он обеспечивал связь палестинской еврейской общины с римскими властями и, согласно Талмуду, был дружен с одним из императоров династии Антонинов (либо Антонином Пием, либо Марком Аврелием), с которым обсуждал, в частности, философские аспекты воздаяния. Иехуда ха-Наси был погребён в Бейт Ше'ариме.

 

Поскольку Писаный Закон (Пятикнижие Моисеево) не мог охватить все возникающие жизненные ситуации, на протяжении веков шло становление и развитие Устного Закона. Дабы сохранить эту традицию, рабби Иехуда, находясь в Бейт Ше'ариме, в течение около 50 лет анализировал установления Устного Закона, распределив их по шести разделам, или порядкам (седарим), содержащим законы относительно сельскохозяйственной практики, праздников, брака, гражданского права, храмовой службы и ритуальной чистоты. Причём он ставил своей целью не только зафиксировать комплекс устной традиции, но также определить, какие из законодательных установлений (галахот) являются нормативными. С учётом этого он отредактировал шесть разделов Мишны, применяя методы, разработанные предшествующими таннаями, рабби Акивой и учеником последнего, рабби Меиром; в то же время, Иехуда внёс и собственный существенный вклад в разработку соответствующей методологии. Выявляя наиболее авторитетные в данный момент раввинистические воззрения, он также тщательно фиксировал и мнения меньшинства, имея при этом в виду то обстоятельство, что поскольку в будущем законы придётся изменять, для этих изменений потребуются прецеденты. С другой стороны, рабби Иехуда не включал в Мишну законы, совершенно вышедшие из употребления и утратившие какое-либо значение. Мишна стала объектом комментариев для последующих мудрецов, проживавших в Палестине и Вавилонии и получивших наименование амораим; эти комментарии, известные под названием Гемара (Завершение), вместе с Мишной составляют Вавилонский и Палестинский Талмуды. (Термин Талмуд может также использоваться как альтернативное обозначение для этих комментариев вместо наименования Гемара.)

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика