ИУДАИЗМ

 

Иисуса Навина книга (Joshua, Book of), шестая книга Ветхого Завета, которая, наряду с книгами Второзакония, Судей, 1 и 2 Самуила и 1 и 2 Царей [1-4 Царств], относится к так называемой Девтерономической традиции еврейской истории и права, впервые зафиксированной в письменной форме около 550 г. до н. э., в эпоху Вавилонского изгнания. Книга получила своё наименование по имени её главного героя, Иисуса Навина; это произведение открывает раздел Первых Пророков иудаистского канона. В нём рассказывается о завоевании израильтянами Ханаана, Земли Обетованной. Книга Иисуса Навина содержит много древних традиций, однако, на их изложение наложила свой отпечаток личная точка зрения историка-составителя. (См. также Указатель: сирийская и палестинская религия.)

 

Книга может быть подразделена на три части: завоевание Ханаана (главы 1-12), распределение территории между израильскими коленами (главы 13-22) и прощальное обращение Иисуса Навина и его смерть (главы 23-24). Поскольку овладение евреями Ханааном являлось осуществлением часто повторяемого обета патриархам, книга Иисуса Навина обычно рассматривалась как завершение повествования первых пяти книг Библии. Исследователи, придерживавшиеся данной точки зрения, пытались выявить в книге Иисуса Навина те же документальные источники, что и в Моисеевом Пятикнижии. В настоящее время, однако, наблюдается растущая тенденция полагать данное произведение началом исторического повествования, разворачивающегося в последующих книгах Библии (книгах Первых Пророков).

 

Автор книги Иисуса Навина жил в то время, когда народ Израиля потерял свою землю и пребывал в изгнании в Вавилонии. Вследствие этого, в его изложении древней истории имплицитно присутствует надежда на то, что евреи вновь обретут свою родину. О первоначальном завоевании Земли Обетованной историк повествует с величайшим воодушевлением и постоянно делает акцент на помощи Господа (YHWH) в этом процессе. Рассказывая о разделе по жребию земли между отдельными коленами, автор включает сюда те территории, которые никогда не принадлежали Израилю, либо были присоединены в более позднее время. В этой экспозиции событий также находит своё отражение надежда историка на то, что прошлая слава израильского народа будет возрождена. В прощальном обращении Иисуса Навина (глава 24) излагаются те условия, на которых Господь (YHWH) будет поддерживать Израиль в Земле Обетованной. Суть выражена в следующих словах: "Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведёт на вас зло и истребит вас, после того, как благотворил вам" (24:20).

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика