ИУДАИЗМ

 

Ионы пророка книга (Jonah, Book of), пятая из 12 ветхозаветных книг, носящих наименование Малых Пророков. В еврейском каноне они объединены в одну книгу, называемую Двенадцать. В отличие от других ветхозаветных пророческих произведений, книга Ионы представляет собой не собрание пророчеств, а рассказ о человеке, именем которого она названа.

 

Иона изображается в книге как непокорный пророк, который пытается бежать от обращённых к нему призывов Бога произнести пророчество против нечестия, творимого в Ниневии. Согласно начальному стиху произведения, Иона был сыном Амафии. Это указание позволяет идентифицировать его с Ионой, упоминаемым во II Царей [IV Царств] 14:25 и пророчествовавшим в царствование Иеровоама II, около 785 г. до н. э. Возможно, что отдельные материалы, содержащиеся в книге, действительно как-то связаны с древним пророком Ионой, однако, дошедшая до нас версия произведения была создана значительно позднее, уже после Вавилонского изгнания (6 век до н. э.). Вероятнее всего, она была написана в 5 или 4 веках, но безусловно не позднее 3 века, ибо Иона перечисляется наряду с другими Малыми Пророками в апокрифической книге Екклесиастикус [книге Иисуса, сына Сирахова], составленной около 190 г. до н. э. Подобно создателю книги Руфи, написанной приблизительно в это же время, автор Ионы выступает против узкого иудейского национализма, характерного для периода после реформ Ездры и Неемии с их культивированием исключительности евреев. Ионе, подобно современным создателю книги иудеям, ненавистна даже сама идея о возможности спасения для язычников. Бог укоряет пророка за эту позицию; в книге утверждается, что милость Божия распространяется даже на обитателей ненавистного чужеземного города. Эпизод с поглотившей, а затем извергнувшей Иону огромной рыбой, напоминающей Левиафана, монстра морских глубин (упоминаемого в других произведениях Ветхого Завета как воплощение зла), символизирует Вавилонское изгнание и последующее возвращение иудеев на родину.

 

В книге Ионы повествуется о том, как Бог призвал этого пророка пойти в Ниневию (один из крупнейших ассирийских городов) и пророчествовать там о надвигающемся на город бедствии из-за чрезмерного нечестия его жителей. Иона, подобно автору книги Наума, страстно желает, чтобы этот ненавистный город непременно пал вследствие учинённого над ним Божьего суда. Посему Иона не хочет произносить пророчество перед ниневитянами, ибо тогда они могут раскаяться и таким образом спастись. Он бежит в Иоппию (Яффу) и, пытая скрыться от Бога, садится на корабль, плывущий в сторону, противоположную Ниневии (в Фарсис на юге Испании). Во время плавания на море начинается невиданной силы шторм, и несмотря на все усилия капитана и экипажа, корабль готов разбиться и пойти ко дну. Стали бросать жребий, и Иона признаётся, что именно его присутствие на корабле является причиной шторма. По просьбе самого Ионы, его выбрасывают за борт, и шторм утихает.

 

Исполняя повеление Бога, "огромная рыба" поглощает Иону, и он пребывает три дня и три ночи в её чреве. Пророк молится об избавлении, и, по приказу Бога, рыба "извергает" его на сушу (гл. 2). И вновь Бог повелевает Ионе: "Встань, иди в Ниневию". Иона идёт в Ниневию и пророчествует против этого города; его слова побуждают царя и всех ниневитян раскаяться.

 

Иона сильно раздражён этим. Надеясь на то, что бедствие всё же постигнет Ниневию, он садится за пределами города в ожидании его разрушения. Ночью над пророком вырастает высокое растение, способное укрыть его от палящих солнечных лучей, однако его подтачивает огромный червь. Иона сильно огорчается гибели растения. Произведение заканчивается словами Бога, обращёнными к Ионе, в которых заключена самая суть книги: "Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого ты не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?" (гл. 4).

 

Пророк Иона изображён на полотнах Джона Бернарда Фланнагана и Альберта Пинкхама Райдера. В девятой главе своего романа Моби Дик Герман Мелвилл поместил проповедь и гимн, посвящённые Ионе.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика