ИУДАИЗМ

 

Иеремии пророка книга (Jeremiah, The Book of), также обозначается как ПРОРОЧЕСТВО ИЕРЕМИИ, одна из основных пророческих книг Ветхого Завета. Пророческая деятельность Иеремии совпала с четырьмя наиболее бурными десятилетиями в истории Иудеи. Он, по-видимому, был призван Богом в качестве пророка в 13-й год правления царя Иосии (т. е. в 627/626 гг. до н. э.); известно также, что Иеремия продолжал своё пророческое служение ещё некоторое время после осады и захвата Иерусалима вавилонянами (586 г. до н. э.). Многие из пророчеств Иеремии касаются трагических событий его времени.

 

Обычно в книге Иеремии выделяются следующие основные части: пророчества против Иуды и Иерусалима (главы 1-25); повествования о Иеремии (главы 26-45); пророчества против иноземных народов (главы 46-51); и исторический аппендикс (глава 52). Пророчества, помещённые в первой части книги, по большей части принадлежат самому Иеремии. Вторая часть, в которой содержатся главным образом прозаические тексты, а об Иеремии обычно говорится в третьем лице, вероятно, была составлена писцом Варухом, который, согласно главе 36, записывал пророчества против Израиля и Иудеи и языческих народов под диктовку Иеремии. Пророчества против иноземных народов, возможно, частично принадлежат самому Иеремии; текст аппендикса по большей части заимствован из II Царей [IV Царств] 24:18-25:30.

 

Отличительной особенностью книги является то, что в неё включены "исповеди" Иеремии, ряд сетований личностного характера, в которых нашли отражение столкновения пророка с властями и обществом, вызванные крайне непопулярным содержанием посланий, глашатаем которых он являлся; из-за своих пророчеств Иеремия не раз попадал в темницу, и даже сама его жизнь оказывалась под угрозой. Исповеди Иеремии позволяют нам узнать о его личной судьбе более, чем о судьбе любого другого ветхозаветного пророка.

 

Литературная история книги Иеремии длинна и сложна. Основу данного произведения составляют пророчества Иеремии против Иудеи и Иерусалима, ряд из которых, вероятно, содержит подлинные слова пророка, записанные Варухом в свиток под его диктовку. Сборники речений и сообщений, касающихся Иеремии (особенно, в главах 26-45) были, очевидно, составлены Варухом в более поздний период. К этим двум блокам был добавлен материал, относящийся к самому позднему периоду пророческой деятельности Иеремии, а также сведения, почерпнутые из других источников (особенно, в главах 46-51). Таким образом, книга Иеремии возникла в результате долгого процесса компиляторской деятельности, в которой участвовало несколько редакторов, отбирающих и организующих материалы.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика