ИУДАИЗМ

 

Иссерлес, Моисей бен-Израиль (Isserles, Moses ben Israel), акроним РЕМА (около 1525, Краков, Польша-1 мая 1572, Краков), польский раввин и кодификатор иудаистского законодательства. Написал примечания, касающиеся ашкеназских обычаев и установлений, к крупнейшему своду иудаистских законов Шулхан 'арух, составленному сефардским кодификатором Иосифом Каро; благодаря данным примечаниям Шулхан 'арух является авторитетным руководством по религиозному законодательству для всех ортодоксальных иудаистов вплоть до сего дня.

 

Иссерлес рано состоялся как учёный, и уже в юные годы возглавил крупную йешиву (еврейское образовательное учреждение) в Кракове. До него крупнейшие своды иудаистского права составлялись сефардами, т. е. евреями испанского и португальского происхождения. Вследствие этого многие восточноевропейские обычаи (минхагим) в них игнорировались, что делало сефардские кодексы всё более неприемлемыми для ашкеназов, евреев германско-польского происхождения. Когда Иосиф Каро опубликовал свой Шулхан 'арух (1565; букв. "Накрытый стол"), его сефардская тенденциозность побудила Иссерлеса написать комментарий к нему, озаглавленный Маппа (букв. "Скатерть"); впервые он был опубликован в Кракове в 1571 в форме примечаний к очередному изданию Шулхан 'аруха. Этот комментарий, в котором были широко представлены ашкеназские обычаи и установления, сделал Шулхан 'арух приемлемым для всех иудаистов мира. Иссерлес являлся человеком широчайшего кругозора, живо интересовался проблемами философии, истории и астрономии, а также каббалистическими исследованиями. Философию и Каббалу, влиятельное мистическое направление в иудаизме, он рассматривал как различные выражения единой религиозной истины.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика