ИУДАИЗМ

 

Израэли, Исаак бен-Соломон (Israeli, Isaak ben Solomon), арабское имя АБУ ЙА'КУБ ИСХАК ИБН-СУЛАЙМАН АЛЬ-ИСРА'ЭЛИ, также фигурирует под именем ИСААК ИЗРАЭЛИ, или ИСААК СТАРШИЙ (832/855, Египет-932/955, Аль-Кайраван, Тунис), еврейский врач и философ, научные труды которого были широко известны в средневековой Европе; считался отцом средневекового еврейского неоплатонизма. Хотя имеются значительные расхождения в определении дат его рождения и смерти, известно, что он прожил более 100 лет, никогда не был женат и не имел детей.

 

Первоначально Исаак Израэли приобрёл известность как окулист. Он практиковал близ Каира приблизительно до 904, когда стал придворным врачом последнего князя из династии Аглабидов, Зийадата Алла, в Аль-Кайраване. Там он также изучал медицину у Исхака ибн-'Амрана аль-Багдади (с которым его иногда путают).

 

Приблизительно через пять лет после своего прибытия в Аль-Кайраван Исаак Израэли поступает на службу к основателю североафриканской династии Фатимидов (909-1171) халифу аль-Махди, чьей столицей становится этот тунисский город. По просьбе халифа, Израэли написал восемь трудов по медицине на арабском языке. В 1087 все эти работы были переведены на латынь монахом Константином, который объявил себя их создателем. Истинное авторство этих трудов было установлено только в 1515, когда они были переизданы в Лионе под названием Omnia Isaak Opera (Все труды Исаака); впрочем, издатель ошибочно включил в данную публикацию ряд сочинений других учёных-медиков. Среди научных работ Исаака Израэли были трактаты по различным видам лихорадок, проблемам мочеиспускания, фармакологии, офтальмологии, отдельным видам недугов и их лечению. Он написал также ряд трудов по логике и психологии, уделяя особое внимание рассмотрению проблем, связанных с перцепцией.

 

Наиболее известным из философских сочинений Исаака Израэли является Китаб аль-худуд (еврейское название: Сефер ха-гевулим, "Книга дефиниций"). Начиная с рассмотрения разработанных Аристотелем четырёх типов исследования, Израэли выдвигает здесь 56 дефиниций, включая определения мудрости, интеллекта, души, природы, разума, любви, движения и времени. Среди других его философских трудов выделяются Сефер ха-руах ве-нефеш (Трактат о духе и душе), вероятно являвшийся частью какого-то более крупного экзегетического сочинения, и Китаб аль-йавахир (Книга субстанций).

 

На творчество Исаака Израэли оказали сильное влияние труды великого мусульманского философа 9-го века аль-Кинди, а также один не дошедший до нас псевдо-аристотелевский трактат, в котором рассматривались вопросы об истоке всего сущего, природе интеллекта и судьбе души. Его интерпретация эсхатологических сюжетов в свете неоплатонического мистицизма, по-видимому, оказала влияние на Соломона ибн-Габироля (10 век) и других более поздних еврейских философов.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика