ИУДАИЗМ

Исмаил бен-Элиша (Ishmael ben Elisha) (конец 1-2 века н. э.), еврейский таннай (учитель Талмуда) и мудрец, оказавший сильное влияние на талмудическую литературу и иудаизм в целом. Обычно он упоминается просто как рабби Исмаил.

 

Родители рабби Исмаила неизвестны, однако сам он возводил своё происхождение к первосвященническому роду. Когда римляне захватили Иерусалим и разрушили Второй Храм (70 г. н. э.), он, тогда ещё малолетний ребёнок, был пленён и вместе с другими иудеями препровождён в Рим. Из плена Исмаила выкупил таннай и мудрец рабби Иошуа (Иошуа бен-Ханания) во время одного из своих посещений Рима. Познакомившись с Исмаилом, рабби Иошуа усмотрел в нём многообещающие задатки будущего учителя евреев и стал его наставником.

 

В зрелые годы рабби Исмаил бен-Элиша жил и учил в южной Палестине. Его ближайшим коллегой был рабби Акива (Акива бен-Иосиф), который также в своё время был учеником рабби Иошуа. При истолковании библейских произведений рабби Исмаил использовал разработанные им рациональные методы и исходил из буквального содержания текста; временами он подвергал критике рабби Акиву за чрезмерно усложнённые интерпретации отдельных слов и фраз из Писания, не несущих ключевой смысловой нагрузки. Гуманизм рабби Исмаила вызывал к нему особую симпатию; одним из его изречений было: "Принимай всех людей с радостью". Он также известен своим гибким подходом к практическим вопросам иудаизма, стремлением давать "мягкие" интерпретации Закона, а не усугублять законодательное бремя.

 

Рабби Исмаил основал талмудическую школу, известную под названием "Дом Исмаила"; ей приписывают создание Мехилты (букв. "Мера") - Мидраша, или Комментария, на книгу Исхода, Сифре (разновидность комментария) на книгу Чисел и часть Сифре на книгу Второзакония. Рабби Исмаил также усовершенствовал экзегетические и герменевтические принципы, известные под наименованием семи правил Гиллеля, и довёл их число ло тринадцати.

 

Таннай Исмаил неоднократно упоминается в современной ему литературе, связанной с проблемами мистицизма; его авторству приписывается несколько мистических сочинений, включая ряд произведений направления Ма'асей Берешит ("деяния Творения") и некоторые работы жанра Ма'асей Меркава ("деяния Колесницы"; подразумевается Божественная Колесница, видение которой описывается в книге пророка Иезекиила, гл. I). В сочинениях направления Ма'асей Берешит рассматриваются проблемы мистической космологии и космогонии; произведения Ма'асей Меркава заложили основы еврейского мистицизма той эпохи. И всё же, рабби Исмаил более всего известен как таннай и экзегет Торы.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика