ИУДАИЗМ

 

Исайи пророка книга (Isaiah, The Book of), одно из основных пророческих сочинений Ветхого Завета. В открывающем книгу стихе Исайя идентифицируется как сын Амосов, а его книга как "видение Исайи... об Иудее и Иерусалиме во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских". Согласно стиху 6:1, Исайя был призван в качестве пророка "в год смерти царя Озии" (742 г. до н. э.), а его наиболее поздний по времени акт датируется 701 г. до н. э. Однако, только главы 1-39 книги Исайи относятся к этому периоду. Главы же 40-66 более позднего происхождения и известны под наименованием Девтеро-Исайи (Второ-Исайи). Иногда к Девтеро-Исайе относят лишь главы 40-55, а главы 56-66 приписывают Трито-Исайе (Третье-Исайе).

 

Главы 1-39 состоят как из многочисленных речений и сообщений самого Исайи, так и из нескольких повествований о пророке, написанных его учениками. Книга (Перво-)Исайи (главы 1-39) создавалась постепенно; свою окончательную форму она приобрела, по-видимому, лишь в 5 веке до н. э., о чём можно заключить, исходя из расположения её материалов и более позних дополнений. Несмотря на то, что литературная история книги продолжительна и многоаспектна, пророчества самого Исайи чётко различимы. В его посланиях присутствуют реминисценции культа Иерусалимского Храма; в них также нашли отражение традиции явления Славы Господа YHWH на Сионе. Исайя был убеждён, что только непоколебимая вера в Господа YHWH, а не политические и военные альянсы смогут защитить Иудею и Иерусалим от агрессии врагов - в частности, от ассирийцев. Он призывал к признанию верховной власти Господа YHWH и страстно обличал всё, что препятствует или бросает тень на Его цели - от социальных несправедливостей до отдельных бессмысленных культовых обрядов. Хотя Исайя провозглашал суд Господа YHWH над Иудеей и Иерусалимом, он также пророчествовал о новой жизни для тех, кто уповает на Господа YHWH.

 

Девтеро-Исайя (главы 40-55) представляет собой сборник пророчеств, песен и дискурсов и датируется временем Вавилонского изгнания иудеев (6 век до н. э.). Анонимный пророк, пребывающий в изгнании, ожидает освобождения своего народа. Он пророчествует о разрушении Вавилона и предвещает возвращение изгнанников на родину. Оживлённую дискуссию среди исследователей породили Песни Раба Господа YHWH из Девтеро-Исайи (42:1-4; 49:1-6; 50:4-9; 52:13-53:12); представления, отражённые в Песнях, предполагают, что эти поэтические произведения были созданы под влиянием идеологии Царя-Помазанника, который посредством своего праведного правления сможет осуществить избавление иудейского народа.

 

Трито-Исайя (главы 56-66), созданный ещё позднее, отражает точку зрения евреев, уже возвратившихся в Иудею. В последних главах особое внимание уделяется культовым проблемам, с которыми сталкивается восстановленная иудейская община. Разнообразие материалов, представленных в этих главах, предполагает наличие нескольких авторов.

Мы не знаем, каким образом три "Исайи" были объединены в одну книгу.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика