ИУДАИЗМ

 

Гирш, Самсон Рафаил (Hirsch, Samson Raphael),

 

 

(20 июня 1808, Гамбург [Германия]-31 декабря 1888, Фракфурт-на Майне, Германия), крупный еврейский религиозный мыслитель и основатель Trennungsorthodoxie (сепаратистской ортодоксии), или неоортодоксального движения в иудаизме, теологической системы, помогавшей сделать ортодоксальный иудаизм жизнеспособным в Германии.

 

Гирш служил раввином последовательно в Ольденбурге, Эмдене, Никольсбурге и Фракфурте-на-Майне. Еще будучи главным раввином в Ольденбурге, Гирш опубликовал Девятнадцать писем Бен-Узиэла (1836; Neunzehn Briefe über Judenthum), в которых он разъяснял сущность неоортодоксии. Данная система предполагала два главных направления действий: (1) разработка образовательной программы, которая сочетала бы скрупулезное обучение Торе (еврейскому Закону) с современным светским образованием - дабы ортодоксия могла противостоять вызову реформистского иудаизма, который интерпретировал Тору с помощью современных текстологических и исторических данных; и (2) отделение ортодоксальных конгрегаций от совокупной еврейской общины в случае, если последняя будет отклоняться от строгого соблюдения иудаистской традиции. В 1876 Гирш явился главным инициатором проведения в прусском парламенте закона, разрешающего евреям отделяться от признанной государством еврейской религиозной общины (которую Гирш рассматривал как отошедшую от законов Торы) и учреждать отдельные конгрегации. Среди его многочисленных работ были Эссе об обязанностях еврейского народа в Диаспоре (1837; Horeb, Versuche über Jissroéls Pflichten in der Zerstreuung), ортодоксальный учебник по иудаизму, и комментарии на Пятикнижие, пять книг Моисея (1867-1878). Кроме того, он основал (1855) и редактировал ежемесячник Йешурун (поэтическое обозначение Израиля). Шесть томов его эссе были опубликованы посмертно (1902-1912). (См. также Указатель: ортодоксальный иудаизм.)

 

В одном отношении теология Гирша была сходна с реформистским иудаизмом - в том, что он по сути интерпретировал иудаизм как общину верующих; следовательно, возвращение в землю Израиля не необходимо для выживания евреев. Однако, в отличие от реформистских евреев, он отвергал применение исторических методов в изучении Библии и иудаизма в целом.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевского

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика