ИУДАИЗМ

 

Геллер, Йом-Тов Липманн бен-Натан ха-Леви

 

 

(1579, Валлерштейн, Бавария [Германия]-7 сентября 1654, Краков, Польша), богемский раввин и еврейский ученый, более всего известный своими комментариями на Мишну. Из его работ явствует, что он обладал также обширными познаниями в математике, естественных науках и других светских областях знания.

 

Воспитанный своим дедом Моисеем Валлерштейном, уважаемым раввином, Геллер учился в йешиве Иехуды Лёва бен-Бецалела и был назначен дайяном (судьей) в Праге в возрасте 18 лет. Он служил в качестве раввина в общинах Моравии и Вены, но вновь был приглашен в Прагу в 1627 на должность главного раввина. В это время император Священной Римской империи Фердинанд II, будучи вовлечен в Тридцатилетнюю войну, возложил на евреев Богемии тяжелые налоги. Как главный раввин, Геллер должен был осуществлять надзор за сбором налогов, функцию, вызвавшую по отношению к нему жесткую оппозицию внутри еврейской общины и сделавшую его объектом ложных обвинений. Будучи обвинен в презрительном отношении к государству и христианству, он был оштрафован на большую сумму и подвергнут краткосрочному тюремному заключению; ему также было запрещено служить раввином на всей территории империи.

 

Позднее, служа раввином во Владимире, Волынь, Польша, Геллер вновь оказался в центре столкновения. На конференции раввинов, известной под названием Совета четырех стран, он ратовал за возобновление действия декрета, препятствующего покупке раввинских должностей, симонии, что практиковалось в данное время. Это вызвало гнев ряда богатых евреев, которым удалось добиться от губернатора указа об изгнании Геллера. Хотя этот указ был в конечном счете отменен, Геллер в 1643 принял предложение занять пост главного раввина в Кракове, где он и прожил остаток своей жизни.

 

Геллером было написано много работ, в том числе автобиография, Мегиллат эйва (Свиток ненависти; впервые опубликован в 1818), документирующая жизнь различных общин, в которых он проживал, и содержащая сообщения о еврейских погромах в Праге (1618) и на Украине (1643). Наиболее известным из его многочисленных религиозных произведений является комментарий к Мишне, Тосафот Йом Тов (Дополнения Йом Това; 1614-1617, 2-е изд. 1643-1644). Этот комментарий писался Геллером в качестве приложения к комментарию Овадии из Бертиноро; оба этих труда можно обнаружить во многих современных изданиях Мишны.

 

Пер. и ком. И. Р. Тантлевского

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика