ИУДАИЗМ

 

древнееврейское право (Hebraic law), совокупность древнееврейских правовых кодексов (сводов), расположенных в различных частях Ветхого Завета и имеющих черты сходства с более ранними правовыми кодексами ближневосточных монархий - такими, как Законы Хаммурапи, вавилонского царя 18-17 веках до н. э., и Свод законов Липит-Иштара, царя, правившего в месопотамском городе-государстве Эшнунна в 20 веке до н. э. В прологах к правовым кодексам Хаммурапи и Липит-Иштара сообщается, что эти законы были переданы монархам божеством, дабы они могли утвердить праведность в своих государствах. Таким образом, на данные правовые своды распространялся авторитет божественного постановления.

 

Правовые кодексы древних евреев составлялись аналогичным образом. В них выделяются два типа права: (1) казуистическое, или прецедентное, право, содержащее формулировку условия и тип назначаемого наказания при его нарушении; и (2) аподиктическое право, т. е. предписания в форме Божественных установлений (например, Десять заповедей). В состав Ветхого Завета входят следующие древнееврейские правовые кодексы: (1) Книга Завета, или Кодекс Завета; (2) Девтерономический кодекс; и (3) Жреческий кодекс. (См. также Указатель: казуистика.)

 

Книга (Кодекс) Завета, один из наиболее древних сводов законов в Ветхом Завете, помещена в книге Исхода 20:22-23:33. Подобно Законам Хаммурапи, этот законодательный кодекс делится на следующие шесть разделов: (1) пролог; (2) предписания относительно почитания Господа; (3) законы, касающиеся частных лиц; (4) законы собственности; (5) законы относительно продления Завета; и (6) эпилог, содержащий предостережения и обетования. И в Законах Хаммурапи, и в Книге (Кодексе) Завета выражается так называемый принцип талиона (lex talionis; "закон воздаяния") - а именно, принцип "глаз за глаз, зуб за зуб". В то же время, здесь допускается денежная компенсация или штраф взамен конкретного физического наказания.

 

Девтерономический кодекс, находящийся в книге Второзакония, главы 12-26, представляет собой реинтерпретацию, или ревизию, древнеизраильского права, предпринятую в 7 веке до н. э. историками, известными как девтерономисты, для приведение его в соответствие с изменившимися историческими условиями. Девтерономический кодекс, обнаруженный в Иерусалимском Храме в 621 г. до н. э., имел целью очистить культ Господа (YHWH) от ханаанейских и других языческих элементов. Отступничество, отказ от веры отцов, рассматривались как величайший грех, караемый смертью. Девтерономический кодекс делится на следующие разделы: (1) установления и повеления, регулирующие, главным образом, взаимоотношения с ханаанеями, а также предписания о проведении богослужений исключительно в Иерусалимском Храме и уничтожении высот (см. высоты); (2) законы (известные как субботние законы), регулирующие взаимоотношения в год освобождения от обязательств (т. н. субботний год, шемитта), прежде всего, финансовых; (3) правила для руководителей общества; (4) различные гражданские, культовые и этические установления; (5) эпилог, состоящий из благословений и проклятий.

 

Части Жреческого кодекса, ядро которого составляет Кодекс святости (помещённый в книге Левита, главы 17-26), инкорпорированы в отдельные главы книги Исхода, составляют всю книгу Левита и большую часть книги Чисел. В Жреческом кодексе, составленном в период после Вавилонского плена (т. е. после 538 г. до н. э.), акцент делается на церемониальных, институциональных и ритуальных вопросах. Хотя большинство законов, зафиксированных в Кодексе святости, вероятно, восходят к допленному периоду (т. е. ко времени до 6 века до н. э.), тем не менее, в них нашли отражение и ряд модификаций, возникших в эпоху Вавилонского плена. Особый акцент делается на чистоте культа Господа.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика