ИУДАИЗМ

 

Гаскала (Haskala),

 

 

также пишется Хаскала (от древнееврейского термина сехел, "разум", "интеллект"), иначе - ЕВРЕЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, интеллектуальное движение конца 18-19 вв., получившее распространение среди евреев Центральной и Восточной Европы; участники движения ставили целью обучить евреев европейским языкам и ивриту, а также распространить среди них светское образование и культуру в качестве дополнения к традиционному талмудическому обучению. Хотя Гаскала во многом была инициирована европейским Просвещением и позаимствовала у него ряд ценностных ориентиров, её корни, характер и ход развития были отчётливо еврейскими. Когда данное движение началось, евреи проживали главным образом на территориях т. н. черты осёдлости и в гетто и вели тот образ жизни, который возник в результате многовековой сегрегации, осуществляемой по отношению к ним, и дискриминационного законодательства. Движение в сторону изменений было инициировано сравнительно небольшим числом "мобильных евреев" (главным образом, купцами) и "придворными евреями" (находившимися на службе у различных правителей и князей), чьи контакты с европейской цивилизацией усиливали их желание стать интегральной частью данного общества. Одним из центров движения Гаскалы был Берлин, откуда оно распространилось на Восточную Европу.

 

Первые сторонники Гаскалы были убеждены, что евреи могли бы быть приобщены к европейской культуре через реформу традиционного еврейского образования и отказ от проживания в гетто. Это подразумевало введение дополнительных светских предметов в школьную программу, замену идиша языком окружающего общества, отказ от традиционной одежды, реформирование синагогальной службы и расширение круга профессиональных занятий.

 

Жизнь и деятельность Моисея Мендельсона (1729-1786) символизировали исход евреев из гетто, так же как и его перевод Торы (первых пяти книг Библии) на немецкий язык, хотя сам текст был напечатан еврейскими буквами. Опубликование в 1784 первого периодического издания на иврите в новое время дало импульс к возрождению литературы на древнееврейском языке и сыграло значительную роль в регенерации духа "классической" еврейской цивилизации. Хотя Гаскала и носила, главным образом, рационалистический характер, ей, тем не менее, были присущи и романтические тенденции, такие, например, как призыв к возврату к природе, высокая оценка ручного труда, стремление к возрождению славного и более благоприятного для жизни народа прошлого. Деятели Гаскалы пропагандировали изучение еврейской истории и древнееврейского языка и рассматривали это в качестве средств возрождения еврейского национального самосознания; данную позицию и ценностные ориентиры впоследствии стали разделять и деятели еврейского националистического движения, известного как сионизм. А ещё раньше, в начале 19-го века, призыв Гаскалы к модернизации еврейской религии дал импульс к возникновению реформистского иудаизма в Германии.

 

Ортодоксальный иудаизм с самого начала выступил против Гаскалы, поскольку её отказ от традиционного еврейского образа жизни создавал угрозу разрушения самой структуры иудаизма, элементы которой были тесно связаны между собой, а также был чреват подрывом корректного исполнения религиозных ритуалов. Особое подозрение вызывала рационалистическая идеология, бросающая, как казалось, вызов раввинистической ортодоксии и важной роли талмудических занятий в еврейском образовании. Тем не менее, со временем, даже ортодоксия стала допускать минимум светских предметов и использование языков местных народов. Однако, другие опасения начали подтверждаться, ибо отдельные аспекты Гаскала действительно стали приводить к ассимиляции и ослаблению еврейской самоидентификации и историческому самосознанию.

 

Развитие движения Гаскалы варьировалось в зависимости от политических, социальных и культурных условий в каждой отдельной стране. В Германии евреи быстро отказались от идиша, и ассимиляция получила широкое распространение; с другой стороны, возродившийся интерес к еврейской истории породил т. н. Wissenschaft des Judentums (т. е. современные критические историко-филологические исследования). В Австрийской империи Гаскала стимулировала развитие еврейской гуманитарной науки и литературы на иврите. Адепты Гаскалы боролись против раввинской ортодоксии, но особо жёсткой критике подвергались мистические и пиетистские тенденции хасидизма. В России отдельные приверженцы Гаскалы надеялись осуществить "улучшение евреев" путём сотрудничества с правительством по реализации его плана образовательной реформы; в то же время, становящаяся всё более реакционной и антисемитской политика царского режима, толкала некоторых евреев к участию в революционном движении, других же приводила к поддержке зарождающегося сионизма. (См. также Указатель: хасидизм.)

 

Постепенно стала очевидной невозможность развития некоей интегральной, универсальной еврейской культуры, основывающейся на языке иврит, а эскалация антисемитизма сделала многие ожидания участников движения Гаскалы явно нереалистичными. К концу 19-го века некоторые из идеалов Гаскалы осуществляются в повседневной жизни евреев, от других же пришлось отказаться. Современное еврейство было бы немыслимо без данного движения, благодаря которому возникла значительная прослойка евреев, проявлявших лояльность к историческим традициям своего народа, но в то же время ставших частью современной западной цивилизации.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика