ИУДАИЗМ

 

Галаха (Halakhah),

 

также пишется ХАЛАХА (древнееврейское: "хождение", "путь"), мн. ч. ХАЛАХОТ, ХАЛАХАС, в иудаизме совокупность законов и постановлений, которые возникли и развивались с библейских времён и регулировали отправление религиозных обрядов и ритуалов, повседневную жизнь и поведение евреев. Подразумевается, что в Галахе, которая отлична от законодательства Пятикнижия (первых пяти книг Библии), сохранились и представлены устные традиции, восходящие к Откровению на горе Синай или же развившиеся на его основе. Законодательная природа Галахи отличает её от тех частей раввинистической, или талмудической, литературы, в которых содержится исторический материал, притчи и этические учения (т. е. от так называемой Аггады; также пишется Хаггада). То, что Галаха существовала уже в древности подтверждается библейскими текстами, находящимися за пределами Пятикнижия, где, к примеру, упоминается о рабстве как о легитимном наказании за неуплату долгов (2 Царей [4 Царств] 4:1).

 

Устные традиции, касающиеся иудаистских законов, передавались из поколения в поколение, пока, наконец, не стала очевидной потребность в их упорядочении. Работа по сбору мнений и интерпретаций была начата рабби Акивой в 1-2 вв. н. э. и продолжена его учениками, такими, например, как рабби Меир. В начале 3 века данная компиляция, Мишна, была завершена и оформлена в окончательном виде рабби Иегудой ха-Наси. Хотя Мишна представляла собой наиболее полный свод еврейского законодательства своего времени, она не подразумевала решения всех вопросов, содержащих противоречивые истолкования. Почти сразу же после создания Мишны еврейские учёные в Палестине и Вавилонии стали разрабатывать её экстенсивные интерпретации, получившие наименование Гемары. Когда несколькими веками позднее эта работа была завершена, Мишна и Гемара были объединены в единый комплекс, названный Талмудом.

 

Века спустя социально-экономических изменения поставили новые проблемы интерпретации и потребовали новых законодательных аппликаций. Это стимулировало создание новых компиляций Галахи, в частности, такими выдающимися учёными как Моисей Маймонид в 12 в., Иаков бен-Ашер в 12-13 вв. и Иосиф Каро в 16 в.

 

Хотя иудаизм допускает и признаёт продолжающееся развитие Галахи, законы всегда рассматривались в качестве экспликации или развёртывания первоначального Закона, данного на горе Синай. Раввины консервативного иудаизма стремятся приспособить некоторые галахот к условиям современного мира, в частности, галаху, касающуюся соблюдения субботы. Реформистские иудаисты имеют тенденцию к игнорированию Галахи, хотя некоторые из них всё же соблюдают отдельные её установления.

 

Интерпретации и дискуссии по вопросам законодательства, непосредственно связанные с ветхозаветными текстами, получили наименование Мидраш Галаха.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика