ИУДАИЗМ

 

Гамалиил II (Gamaliel II),

 

 

также ГАМАЛИИЛ ИЗ ЙАВНЕ (кон. 1-нач. 2 вв. н. э.), наси (президент) Синедриона, в то время высшего еврейского законодательного органа, находившегося в Йавне (Ямнии), основной функцией которого была унификация важных иудаистских законов и ритуалов в эпоху римского гнёта и междоусобных столкновений.

 

В древнем библейском городе Йавне нашли убежище многие евреи во время осады римлянами Иерусалима в 70 г. н. э. Гамалиил сменил рабби Иоханана бен-Заккая в качестве лидера иудаистской школы, члены которой считались преемниками Иерусалимского Синедриона. Он стремился укрепить веру евреев, серьёзно поколебленную в результате потери ими Храма и Синедриона в Иерусалиме, а также утраты своей политической автономии.

 

Гамалиил положил конец разделению еврейских духовных лидеров на членов школ Гиллеля и Шаммая, постановив, что более мягкие интерпретации Гиллеля являются наиболее авторитетными. Особое внимание было обращено им на регулирование молитвенного ритуала, которой приобрёл первостепенное значение с прекращением храмовых жертвоприношений. Он осуществил окончательную редакцию основной молитвы, 'амида, состоящей из 18 (впоследствии 19) благословений (бенедикций), и провозгласил, что каждый израильтянин обязан её рецитировать трижды в день. Используя свои властные полномочия, Гамалиил стандартизировал еврейский календарь и, таким образом, зафиксировал даты праздников, что способствовало дальнейшей консолидации всех евреев. Он был признан Римом в качестве патриарха (лидера народа), а его реформы расширяли властные функции и повышали престиж патриархата.

 

В период своего патриархата Гамалиил часто проявлял диктат по отношению к диссидентам; однажды, он даже исключил из религиозной общины собственного свояка. Из-за своих жёстких методов руководства он был смещён со своего поста, однако впоследствии вновь восстановлен в должности. Когда Гамалиил умер, он был погребён, согласно его желанию, облачённым в простое полотно, тем самым явив пример отказа от дорогостоящих пышных похорон, приводивших тогда к обнищанию многих еврейских семей.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика