ИУДАИЗМ

 

Иезекииля пророка книга (Ezekiel, The Book of), также обозначается как ПРОРОЧЕСТВО ИЕЗЕКИИЛА, одна из основных пророческих книг Ветхого Завета. Согласно приведённым в тексте датам, Иезекииль был призван Господом в качестве пророка в пятый год после первой депортации евреев в Вавилонию (т. е. в 592 г. до н. э.) и пророчествовал приблизительно до 570 г. до н. э. Большую часть этого времени он провёл в изгнании. (См. также Указатель: Вавилонское изгнание.)

 

Литературная история книги широко дискутируется. В дошедшей до нас окончательной версии произведения представлены три основные темы: угрозы по отношению к Иудее и Иерусалиму (главы 1-25); угрозы по отношению к иноземным народам (главы 25-32); и пророчества о возрождении Иудеи и выражение надежды на возвращение из Вавилонского плена (главы 33-44). Приводимые в книге даты указывают на то, что принятое в ней расположение материала приблизительно соответствует хронологии пророческого служения Иезекииля (хотя данное расположение пророчеств также предполагают наличие триединой эсхаталогической [т. е. относящейся к Концу мира] концепции, что даёт основание ряду исследователей поставить под сомнение традиционные датировки). Угрозы по отношению к Иудее и Иерусалиму относятся к периоду, начинающемуся со времени пророческого призвания Иезекииля (592 г. до н. э.) и заканчивающемуся падением Иерусалима под ударами вавилонян (586 г. до н. э.); угрозы по отношению к чужеземным народам относятся к периоду, непосредственно следующему за падением Иерусалима (586-585 гг. до н. э.); а пророчества о возрождении Иудеи относятся к последующему периоду. Большая часть материала книги Иезекиила без сомнения аутентична, хотя заметны и некоторые более поздние дополнения.

 

Книга Иезекииля имеет большую ценность для понимания жизни иудейских изгнанников в Вавилонии. Лишившись Иерусалима и его Храма, где единственно Господь манифестировал Своё Присутствие и где только и можно было Ему поклоняться, изгнанники оказались на пороге кризиса веры и религиозной практики. Иезекииль пытался поддержать своих товарищей по изгнанию своими страстными призывами сохранять веру отцов и религиозные традиции и укреплять дух единства всех проживающих в изгнании иудеев. Его пророчества во многом способствовали отказу от представления, согласно которому Присутствие Господа (YHWH) имеет место исключительно в Иерусалиме. Он подчёркивал важность индивидуальной ответственности за свои деяния. По его мнению, святость субботы следует соблюдать путём прекращения всякой работы; святость этого дня является особым символом отношений Господа (YHWH) со Своим народом. Если изгнанники будут сохранять религиозную верность, Израиль будет возрождён.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика