Есфири, книга относится к третьей части иудаистского канона - разделу Кетувим (Писания). В Еврейской Библии Книга Есфири помещается вслед за Екклесиастом и Плачем и читается в праздник Пурим, посвещенный спасению евреев от злоумышлений Амана. Данное произведение примыкает к библейской группе Мегиллот (букв. "Свитки"), пяти свиткам (Руфь, Песнь песней, Екклесиаст, Плачь и Есфирь), читаемым во время некоторых иудаистских религиозных праздников. В протестантском каноне книга Есфири помещается между книгами Неемии и Иова. В православном библейском каноне Есфирь находится между книгами Неемии и Юдифи (как в Септуагинте), а в католическом - Юдифи и Иова, и включает шесть дополнительных глав, рассматриваемых в качестве апокрифических в иудаистской и протестантской традициях.

Цель Книги Есфири - объяснить, почему евреи стали справлять праздник Пурим. Еврейке Есфири, красавице-жене персидского царя Ахашвероша (Ксеркса I; в русском Синодальном переводе - Артаксеркса) и ее двоюродному брату Мардохею удалось убедить монарха отменить указ о поголовном уничтожении евреев на территории всей его империи. Осуществить это истребление иудеев замыслил главный министр царя, Аман, а дата была определена с помощью бросания жребиев (пурим). Вышло же, однако, так, что Аман сам оказался повешенным на той виселице, которую приготовил для Мардохея, а в день, назначенный для истребления евреев, последним удалось уничтожить своих врагов. Согласно книге Есфири, праздник Пурим был установлен в воспоминание об этих событиях, однако данное объяснение его происхождения, вероятно, является легендарным. В то же время мы пока не можем установить, какое именно историческое событие легло в основу этого праздника. Книга Есфири, возможно, была создана в первой половине II в. до н. э., хотя происхождение самого праздника Пурим, вероятно, восходит к эпохе Вавилонского изгнания (597(586)-538 гг. до н. э.).

Светский характер Книги Есфири - Божественное Имя здесь не упоминается - и эксплицитно выраженные в ней националистические настроения вызвали активную полемику как среди иудаистов, так и среди христиан относительно возможности включения ее в библейский канон. Отсутствие упоминания Имени Бога в книге побудило редакторов ее греческого перевода в Септуагинте интерполировать в текст произведения многочисленные дополнительные стихи, в которых подчеркивается пиетизм и религиозность Есфири и Мардохея. Эти так называемые Дополнения к книге Есфири, не включенные в Еврейскую Библию, рассматриваются как канонические в православной и католической Библиях; в протестантских Библиях они относятся к апокрифам.

В Кумране были обнаружены многочисленные фрагменты всех книг Еврейской Библии, за исключением книги Есфири.

 

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика