ИУДАИЗМ

 

Ездры 1-ая книга (Esdras, First Book of), также именуется ГРЕЧЕСКОЙ КНИГОЙ ЕЗДРЫ, сокращённо ЕЗДРА, апокрифическая работа, включённая в канон Септуагинты (греческой версии иудаистской Библии), но не входящая ни в один из современных библейских канонов. Современные исследователи называют данное произведение греческой книгой Ездры, тем самым отличая её от ветхозаветной книги Ездры, написанной на иврите. Изначально книга Ездры была написана на арамейском или древнееврейском языках, но до нас дошёл только её греческий перевод, а также латинский перевод, выполненный с греческого.

 

Из апокрифических произведений данная книга ближе всего стоит к Ветхому Завету в текстологическом отношении, ибо в ней суммируются сведения по отдельным аспектам истории Израиля с 621 по 444 гг. до н. э., зафиксированные во фрагменте II Хроник [Паралипоменон] 35:1-36:23, всей канонической книге Ездры и тексте книги Неемии 7:73-8:12. Единственным новым материалом, представленным здесь, является "Сказка о трёх стражах" - персидское фольклорное сказание, несколько изменённое в целях соответствия еврейскому контексту.

 

Метод, использованный при составлении книги Ездры, неясен, прежде всего, из-за многочисленных несогласованностей и ошибок; в ряде случаев в ней встречаются изменения собственно библейских текстов. Книга была создана во 2-м веке до н. э., вероятно, египетским евреем.

 

По мнению многих исследователей, исторические несоответствия в книге Ездры, могут объясняться тем, что её составитель был более заинтересован в выражении определённых моральных и религиозных идей, нежели в хронологизации еврейской истории. В этом отношении наиболее важной частью произведения является "Сказка о трёх стражах", утверждающая превосходство еврейского Бога, идентифицируемого с Истиной. Особый акцент в книге делается также на соблюдении Моисеева Закона, богослужении в Иерусалимском Храме и законах, запрещающих евреям смешанные браки.

 

Первые идентифицируемые цитаты из книги Ездры содержатся в Иудейских древностях Иосифа Флавия, еврейского историка 1-го века н. э., использовавшего её в большей мере, чем канонические книги Ездры и Неемии. "Сказка о трёх стражах" была популярна среди ранних христиан; некоторые из них интерпретировали встречающееся в ней утверждение об Истине как пророчество о пришествии Христа.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика