ИУДАИЗМ

 

Дубнов, Семён Маркович (Dubnov, Simon M.) (10 сентября 1860, Мстиславль, Россия [ныне в республике Беларусь]-декабрь 1941, Рига, Латвия, СССР), еврейский историк, который в своих исследованиях по истории еврейства, прежде всего, восточноевропейского, уделял особое внимание социологическим вопросам.

 

Дубнов рано отказался от участия в иудаистских обрядах. Позднее он пришёл к заключению, что его призвание как историка иудаизма является столь же естественным продолжением веры его предков, сколь и занятия Талмудом его благочестивого деда, ортодоксального иудаиста.

 

Дубнов уделял большое внимание самообразованию. Средства к существованию ему давала преподавательская деятельность, а также писательская активность. В 1882 началось его долгое сотрудничество с российско-еврейским периодическим изданием Восход, в котором он публиковал частями свои наиболее известные научные и литературные произведения. Ненавидя большевизм, он покинул Россию в 1922 и поселился в Берлине. В 1933 антиеврейская политика нацистов вынудила его бежать из Германии. Временное убежище Дубнов нашёл в Риге. В декабре 1941 он погиб от руки нацистов во время депортации большинства рижских евреев в концентрационные лагеря смерти.

 

Дубнов был одним из первых учёных, кто сделал хасидизм предметом систематического и беспристрастного изучения, основанного на анализе тщательно отобранных хасидских первоисточников и документов, принадлежавших их оппонентам. Результаты своих изысканий он опубликовал в книге История хасидизма (1931; Geschichte des Chassidismus). Венцом исторических исследований Дубнова стал его монументальный труд Всемирная история еврейского народа, 10 тт. (1925-1930; Die Weltgeschichte des jüdischen Volkes; русский оригинал данного произведения был опубликован в Риге в 1934-1938), переведённый на несколько языков. Работу отличает строгая научность, беспристрастность и знание социально-экономических аспектов еврейской истории. Согласно Дубнову, евреи - это не только религиозная община; их отличает целый ряд национально-культурных особенностей, что позволяет им создавать социально-культурные автономии. Следовательно, история евреев - это история последовательно сменяющих друг друга больших автономных центров.

 

С философией еврейской истории Дубнова была связана его теория автономизма, или национализма диаспоры, впервые высказанная в его известном "Письме о старом и новом иудаизме" (русское издание появилось в 1907 под названием: Национализм и история: эссе о новом и старом иудаизме). Как культурный националист, он выступал против ассимиляции евреев, но в то же время полагал, что политический сионизм носит мессианский характер и является нереалистичным. Из других заметных работ Дубнова следует отметить его Историю евреев в России и Польше с древнейших времён до настоящего времени (русское издание в 3 тт. вышло в свет в 1916-1920) и автобиографию на русском языке, озаглавленную Книга моей жизни (3 тт.; 1930, 1934, 1940). Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика