ИУДАИЗМ

 

Второзаконие (Deuteronomy),

 

 

еврейское ДЕВАРИМ ("Слова"), пятая книга Ветхого Завета, написанная в форме прощального обращения Моисея к израильтянам перед их вхождением в Землю Обетованную, Ханаан. В речениях, составляющих это обращение, содержатся воспоминания о прошлом Израиля, повторяются законы, переданные Моисеем народу на Хориве (Синае), и подчеркивается, что соблюдение этих законов необходимо для благоденствия народа в стране, которой они вскоре овладеют. Название Второзаконие, произведенное от греческого наименования данной книги, следует интерпретировать, таким образом, скорее как "копия", или "повторение", закона, нежели в смысле "второй закон", что, как может показаться, предполагает этимология данного термина.

 

Хотя Второзаконие представлено как обращение Моисея, по общему мнению ученых, его следует датировать значительно более поздним периодом израильской истории. Та ранняя редакция Второзакония, которая дошла до наших дней, идентифицируется с книгой Закона, обнаруженной в Иерусалимском Храме около 622 г. до н. э. (2 Царей [4 Царств] 22:8; 2 Хроник [Паралипоменон] 34:15). В этом раннем варианте, соответствующем приблизительно нынешним главам 5-26 и 28 книги Второзакония, представлена культовая литургия. Главы 5-11 содержат вводную речь Моисея, носящую, главным образом, увещевательный характер. В главах 12-26 воспроизводятся законы, к исполнению которых призывается народ. Этот раздел заключает сообщение, содержащее формулировку Завета между Богом и Его избранным народом. В главе 28 подробнейшим образом перечисляются благословения и проклятия, которые постигнут народ в зависимости от того, как он будет исполнять законы, содержащие экспликацию его обязательств по Завету с Богом. Такая организация материалов соответствует литургии праздников обновления Завета, справлявшихся израильтянами в домонархический период. В рамках данного культового контекста сохранялись и передавались очень древние законы.

 

К этому первоначальному ядру в годы, последовавшие за реформами царя Иосии (правил около 640-609 гг. до н. э.), заинтересованными группами добавлялись другие материалы. Свою конечную форму произведение приобретает благодаря работе некоего историка, который, кроме прочего, добавил второе введение (главы 1-4) и превратил Второзаконие в книгу, содержащую первопринципы для его работы по написанию истории израильского народа в земле Ханаанской. Второзаконие, таким образом, может скорее рассматриваться как первая часть исторического повествования, которое следует в Библии вслед за ним, нежели как последняя часть Пятикнижия - получившее широкое распространение деление, которому ныне отдают предпочтение большинство ученых.

 

В книге Второзакония выдвигаются следующие принципы, которыми руководствовался Девтерономический историк, представляя историю Израиля: верность Господу (Yahweh) и послушание Его повелениям вознаграждаются благословениями; служение чужим богам и пренебрежение Господними установлениями навлекают проклятие; почитание Господа может происходить только в одном священном месте (Иерусалиме) всем Израилем; деятельность священников, пророков и царей регулируется законом Господа, дарованным через Моисея. Провозглашение Моисея автором Второзакония, таким образом, имело целью подчинить Израиль, находящийся на более позднем этапе своей истории - когда у него уже были цари и устанавливался централизованный культ - требованиям древних традиций, обновленных ныне.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика