ИУДАИЗМ

 

Даниила пророка книга (Daniel, The Book of), также обозначается как ПРОРОЧЕСТВО ДАНИИЛА, ветхозаветная книга, находящаяся в третьем разделе Еврейской Библии, Кетувим (Писания), но помещённая среди книг Пророков в христианском каноне. В первой части книги (главы 1-6), написанной в третьем лице, повествуется о событиях, произошедших с Даниилом и его друзьями при царях Навуходоносоре II, Валтасаре, Дарие I и Кире II; во второй части, написанной главным образом от первого лица, содержатся сообщения о трёх видениях Даниила (и одном сне). Автором второй части книги назван Даниил, который, согласно 1-й главе произведения, проживал в изгнании в Вавилоне.

 

Язык книги - часть которой написана по-арамейски (2:4-7:28) - свидетельствует о том, что данное произведение, вероятно, было создано после Вавилонского изгнания (6-й век до н. э.). Многочисленные неточности, связанные с периодом Изгнания (например, в 605 г. до н. э. не было депортации иудеев; Дарий был преемником Кира, а не предшественником и т. д.), также подтверждают это суждение. Поскольку выраженные в книге Даниила религиозные воззрения не могут относиться к 6-му веку до н. э., многие исследователи относят создание данного произведения к первой половине 2-го века до н. э. и соотносят зафиксированные в нем видения с преследованиями, котом подверглись иудеи при Антиохе IV Епифане (175-164/163 гг. до н. э.)

 

Даниил, восхваляемый за свою праведность, изображается в книге как пример для подражания для членов преследуемой общины. Неизвестный автор, возможно, черпал вдохновение в угаритских и финикийских источниках, в которых упоминается одноимённый легендарный герой, отличающийся своей праведностью и мудростью.

 

В книге Даниила получил отражение апокалиптический взгляд на историю: ярко описывается ожидание Конца дней, когда будет установлено Царство Божие, и верные Богу, включая воскресших праведников, будут избавлены от своих страданий. Книга увещевает своих читателей и слушателей стойко переносить страдания и даже, если потребуется, совершать акты мученичества.

 

В католическом Ветхом Завете в книгу Даниила включены также Молитва Азарии, Песнь трёх юношей, рассказы о Сусанне, Беле и драконе - т. е. писания, рассматриваемые иудаистами и протестантами как апокрифические.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 0 мс 
Яндекс.Метрика