Доктрина Богоизбранного народа в иудаизме. Идея об избрании Господом Богом Израиля в качестве Его особого народа является одной из центральных доктрин обращений Моисея к евреям, зафиксированным в Пятикнижии. "Ибо народ святой ты у Господа, Бога твоего: тебя избрал (øçá) Господь, Бог твой, чтобы ты был Ему народом-сокровищем (äìâñ íò) из всех народов, которые на земле" (Второзаконие 7:6, 14:2; см. также 26:18). Широкоупотребительное обозначение "избранный народ" по сути является интерпретацией девтерономических обозначений äìâñ íò ('ам сегулла), "народ-сокровище" (Втор. 7:6, 14:2, 26:18; ср. Исх. 19:5) и äìçð íò ('ам нахала), "народ-наследие" (Втор. 4:20; ср. 9:26, 29). Евреи были избраны Богом, дабы служить исключительно Ему Одному и осуществлять особую миссию, провозглашая Его Истину всем народам мира. Идея избранного народа придает особую значимость отношениям евреев с Богом. Она предполагает заключение Завета между Богом и народом Израиля, по которому Израиль обязывается быть верным Богу и повиноваться Его заповедям, а Господь - защищать и благословлять преданный Ему народ. Богоизбранность не дает Израилю дополнительные привилегии, а наоборот, налагает на него особые обязательства относительно осуществления Воли Божией. " Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и законы Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо. Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней; но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как это ныне. Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйны". (Ср. также Иер. 7:23: "Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо".) Быть избранным Богом народом означает принять на себя дополнительные духовные обязательства, соответствовать более высоким нравственным стандартам и укреплять силу духа, необходимую тем, кого избрал Господь, дабы они хранили и передавали Его Откровение всему человечеству. В Пятикнижии нашли отражение две традиции относительно того, когда Господь избрал Израиль: еще во времена Авраама, Исаака и Иакова или же в период Исхода, когда Господь вывел израильтян из Египта и заключил с ними Завет. Доктрина избранного народа достигает в своей эволюции апогея в пророчествах Девтеро-Исайи (книга пророка Исайи, главы 40-55; конец периода Вавилонского плена). Этот пророк утверждал, что исторические события и судьбы всех народов суть не что иное, как этапы реализации Божественной Цели, а Цель эта заключается в конечном объединении всего человечества в единый народ, почитающий Господа YHWH как Бога. Израиль - это орудие Бога для осуществления данного великого Откровения; он выступит в качестве посланника Бога, будет свидетельствовать о Его реальности и даст Закон всем другим народам земли. Народ Израиля явит пример исполнения Божественных установлений, обучит им остальных людей и, таким образом, будет способствовать спасению всего рода человеческого. Израиль как спаситель человечества, искупающий его грехи, оказывается национальным воплощением Мессии-Раба Господа, которому приходится страдать (и даже оказываться на краю гибели; ср. Ис. 52:13-53:12) в процессе выполнения возложенной на него Богом миссии. (Ср., например, Ис.44:1-3: "А ныне слушай, Иаков, Раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от материнской утробы: не бойся, Раб Мой, Иаков, и Йешурун, которого Я избрал. Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью Дух Мой на племя твое и Благословение Мое на потомков твоих"; 49:3.) С этой точки зрения, чреватая опасностями историческая ситуация, в которой оказался еврейский народ, непосредственно коррелировалась с ощущением особой религиозной миссии и духовной судьбы, и концепция избранного народа становилась становилась одним из наиболее эффективных средств формирования еврейской групповой идентичности.

После Девтеро-Исайи идея избранного народа не претерпевала существенных изменений, поскольку в предложенной им форме она давала достаточные основания для согласования еврейской национальной идеи и веры во вселенское Божество. Вечная природа Завета еврейского народа с Богом позволяла раввинистическому иудаизму дать ответ на вызов христианской религии, провозгласившей своих адептов избранниками Бога, образующими истинный Израиль: иудаисты верят, что Завет еврейского народа с Богом установлен на все времена. Страдания, постигшие евреев после того, как они потеряли свою родину и вынуждены были скитаться по миру в течении всего периода Диаспоры, истолковываются как следствие и частичное осуществление Завета. Евреи верили, что рассеяние и преследования, которым они подвергаются, отчасти являются следствием их греховности и нарушения ими заповедей Бога, и рассматривали свои страдания как проявление Его любви, ибо после того, как они вынесут Божественное наказание, не утратив веры, они вновь обретут Его благосклонность. Сами преследования евреи истолковывали как знак того, что Господь YHWH действительно избрал их для осуществления Своей цели.

Отметим, что пророчества о Рабе Господа в четырех Песнях Раба Господа; Ис. 42:1-9, 49:1-7, 50:4-9, 52:13-53 интерпретировались Кумранской ессейской общиной как относящиеся к Мессии. В Новом Завете эти стихи рассматриваются как пророчества о миссии Иисуса.

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 62 мс 
Яндекс.Метрика