ИУДАИЗМ

 

Еноха, 1-я книга (Enoch, First Book of), также обозначается как ЭФИОПСКАЯ КНИГА ЕНОХА, псевдэпиграфическое сочинение (не входящее ни в один из библейских канонов); единственной дошедшей до нас полной версией данного произведения является эфиопский перевод, сделанный в свою очередь с греческого перевода, осуществлённого в Палестине с древнееврейского или арамейского оригинала.

 

Енох, седьмой патриарх, упоминаемый в книге Бытия, стал героем целого ряда иудаистских апокрифических произведений, созданных, главным образом, в эпоху эллинизма и римский период (3-й век до н. э.-3-й век н. э.). Первоначально Енох почитался исключительно за своё благочестие, однако позднее его стали рассматривать также как лицо, получившее от Бога тайное знание. На образ Еноха как визионера оказала влияние вавилонская традиция о 7-ом допотопном царе, Енмендуранне, имевшем особый контакт с солнечным божеством и получавшим божественные откровения. Рассказы об Енохе имеют много общих черт с данным вавилонским мифом.

 

Книга Еноха представляет собой компиляцию, состоящюю из нескольких отдельных работ, большинство из которых носит апокалиптический характер. Её древнейшая часть, т. н. "Апокалипсис Недель", был написан незадолго до Маккавейского восстания 167 г. до н. э. против Селевкидов. Другие части книги трудно датировать, в особенности разделы, содержащие астрономические и космологические спекуляции. Те части книги Еноха, где выражаются мессианские идеи, благосклонное отношение к целибату, доктрина о бессмертии души, возможно, были созданы иудаистской ессейской общиной в Кумране или же возникли под влиянием её идеологии. Однако, среди писаний Кумранской общины не была обнаружена наиболее объёмная часть Еноха, т. н. "Книга образов" (гл. 37-71). Это обстоятельство привело некоторых исследователей к выводу о том, что данный раздел был, вероятно, создан во 2-ом веке н. э. неким иудеохристианином, который, желая придать своим эсхатологическим спекуляциям бóльшую силу воздействия и авторитет, решил приписать их авторству Еноха и присоединил своё сочинение к более древним частям Еноха.

 

Первоначально Христианская Церковь воспринимала книгу Еноха как священную, но впоследствии исключила её из библейского канона. Текст книги дошёл до нас благодаря тому, что её продолжали почитать отдельные маргинальные и еретические христианские секты и близкие к ним группы, такие, например, как манихеи, учение которых представляло собой синкретическую смесь иранских, греческих, халдейских и египетских элементов.

 

Пер. и ред. И. Р. Тантлевский

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика