Eusebius Pamphili (Eusebius of Caesarea)

Евсевий Памфил, епископ Кесарийский

(263-339 гг.)

 

 

 

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ

Евсевий Памфил, епископ Кесарийский, является одним из ярчайших представителей восточно-христианской мысли III-IV вв. н.э., времени, переломного для судеб христианства. Этот крупнейший церковный деятель не только сыграл важную роль во внутренней жизни римской церкви и оказал значительное влияние на формирование религиозной политики императорского двора, но и проявил себя как выдающийся историк и политический теоретик, как богослов и философ, экзегет и филолог, библиофил и географ. По интеллектуальному воздействию на современников и на последующие поколения его можно отнести к фигурам первой величины в духовной истории человечества.

Прошлое не оставило нам целостного жизнеописания Евсевия, и, реконструируя его биографию, ученым часто приходится основываться на отрывочных сведениях, почерпнутых прежде всего из его собственных сочинений. Многие факты и дат поэтому скорее носят характер предположений, чем могут быть достаточно установлены. Тем не менее имеющейся информации достаточно, чтобы наметить основные вехи его жизни

Евсевий был свидетелем и непосредственным участником необычайно сложной эпохи в истории римской империи и христианской церкви. Для Римской империи это было время эфемерных правлений "солдатских императоров", тетрархии Диоклетиана, гражданской войны между его наследниками и утверждения единовластия Константина Великого. Для христианской церкви это был период "великого церковного мира" при Галлиене и Аврелиане, гонений при Диоклетиане и, наконец, ее официального признания и поддержки со стороны императорской власти при Константине.

Евсевий родился, вероятно, в Кесарии Палестинской в первой половине 60-х гг. III в., когда преследования Деция и Валериана уже отошли в прошлое. Он получил солидное образование у пресвитера Памфила, чье имя в знак глубокого уважения к своему учителю он впоследствии добавил к своему собственному. Евсевий принимал участие в сборе и систематизации книг Оригена и других раннехристианских авторов для библиотеки, основанной Памфилом в Кесарии. Идентифицируя и корректируя рукописи, готовя справочные пособия, к которым, возможно, относились его "Хроника" и "Ономастикон", он превратился из простого архивариуса в архивариуса-исследователя. Такой "кабинетный" образ жизни, позволявший Евсевию спокойно заниматься литературной деятельностью и расширять свои знания, продолжался до самого начала IV в.

Эдикт императора Диоклетиана от 23 февраля 303 г., открывший полосу антихристианских гонений, резко изменил судьбу кесарийского затворника. Для него настало время скитаний по Палестине, Египту и Финикии, когда он оказался свидетелем жестоких расправ над своими единоверцами. В течение нескольких лет (вероятно, с конца 307 до начала 310 г.) Евсевий разделял с Памфилом тюремное заключение в Кесарии, помогая ему писать "Апологию Оригена", и там же пережил мученическую смерть учителя и покровителя. После прекращения гонений в 311 г. он перебрался в Тир, где сблизился с местным епископом Павлином, который, по-видимому, и посвятил его около 313 г. в сан предстоятеля кесарийской церкви. Есть основания предполагать, что предшественник Евсевия отрекся от веры во время преследований, и поэтому на долю нового епископа выпала нелегкая задача реставрировать дезорганизованную христианскую общину в Кесарии.

Став руководителем одной из важнейших епархий, Евсевий принял участие в христологическом споре еще на первом его этапе. В этот период он фактически поддержал Ария, лидера родившегося в недрах александрийской церкви направления, которое отрицало безначальность Бога-Сына. Об этом свидетельствуют и Арий, считавший Евсевия своим сторонником, и строго ортодоксальный Афанасий Александрийский, видевший в нем оппонента, и сам кесарийский епископ, как это явствует из его письма Евфратию Сирийскому. За свою проарианскую позицию он был в 324 г. (или в начале 325 г.) осужден и смещен со своего поста Антиохийским синодом. Однако Евсевий не только добился оправдания и восстановления на епископском столе Кесарии в ходе Великого Никейского собора 325 г., но и сыграл на нем видную роль: он произнес приветственную речь императору Константину и удостоился чести сидеть по его праву. Руку. Кесарийский епископ подписал христологическое определение о единосущии Отца и Сына и о безначальности Христа, но в то же время он старался смягчить обвинение против Ария и не соглашался с соборным решением, запрещавшим арианам отправлять службу в Церкви.

После Никейского собора Евсевий стал одним из самых могущественных, а к концу константиновского царствования — самым могущественным епископом в Империи. Его умеренная позиция по христологической проблеме (субординационалистическая интерпретация Никейского символа) и неприятие им арианства и строгой ортодоксии как крайностей привлекли к Евсевий симпатии Константина Великого, который постоянно советовался с ним по вопросам религиозной политики. Поддержка императора позволила Евсевию получить преимущество в обострившемся соперничестве с ортодоксальными патриархами Антиохии и Александрии. На этом пути его ждал двойной успех. В 340 г. кесарийская партия добилась низложения Евстафия Антиохийского, а отказ Евсевия занять освободившийся пост еще более повысил его акции в глазах Константина. В 335 г. он способствовал осуждению Афанасия Александрийского а Тирском соборе.

Свой авторитет при дворе Евсевию удалось сохранить и после смерти Константина Великого в 337 г. Однако его жизнь уже подходила к концу. Евсевий Кесарийский скончался в 339 г., немного не дожив до своего восьмидесятилетия.

Евсевий оставил нам большое литературное наследие. Он творил в течение всей своей жизни — и в "мирный ученый" период, и в период активной церковной деятельности, и даже в эпоху преследований. Ему принадлежат труды богословского, исторического, политического, полемического, экзегетического, географического характера. Однако, несмотря на такое жанровое разнообразие, все эти произведения объединяет особая историко-богословская тенденция, особое понимание их автором христианства как религии истории. История рассматривается Евсевием как теологическая система доказательств, и именно здесь следует искать причину обильного цитирования и широкого использования им исторических документов разного времени и происхождения в большинстве его сочинений. Мы обязаны Евсевию сохранением фрагментов многих исчезнувших античных философских и исторических трудов, что трактуется современными философами и востоковедами зачастую как главная и даже единственная заслуга кесарийского епископа.

Возможно, самым ранним произведением Евсевия была "Хроника" ("Хронические каноны"). Первая ее часть посвящена всемирной истории — истории халдеев, ассирийцев, мидян, персов, лидийцев, евреев и египтян. Вторая представляет собой сборник синхронических таблиц основных событий политической истории от Авраама до Константина Великого. В этом труде Евсевий разработал новую хронологию истории, ориентированную на передачу ее универсального характера и смысла, хронологию, которая стала настоящей христианской философией истории. Автору удалось слить языческую историю и историю иудеев в единую мировую историю и интерпретировать ее основные факты с провиденциалистской точки зрения. "Хроника" — это одновременно и историческое, и теологическое сочинение, ибо главной ее задачей было доказать на исторических фактах древность и основанный на ней авторитет Ветхого завета, первой для Евсевия Книги в истории.

К важнейшим апологетическим произведениям писателя относятся "Приготовление к Евангелию" и "Доказательство Евангелия". В первом из них собраны извлечения из древних авторов, прежде всего из тех греческих философов, чьи идеи, по мнению Евсевия, способствовали утверждению христианства. Основная мысль, пронизывающая "Приготовление к Евангелию", — признание единства духовного развития древнегреческой и древнееврейской интеллектуальных традиций: теология Моисея рассматривается здесь как первоисточник платоновской философии. Второе сочинение является своеобразным приложением к первому. "Доказательство Евангелия" — это исследование Ветхого завета, имеющее целью обосновать истинность христианской теологии и представить ее как высшее и конечное достижение мировой истории: Евсевий утверждает, используя экзегетический метод Оригена, что христианство было предсказано пророками и что оно есть развитие на самом уровне моисеевской религии.

К указанным произведениям Евсевия примыкает его "Ономастикон" ("Трактат о названиях"), своего рода справочник библейских топонимов. В этом географическом пособии к Библии автор топографически делает то же амое, что он уже сделал хронографически в "Хронике" и экзегетически в "Приготовлении" и "Доказательстве", а именно придает реальность библейскому миру и связывает иудейское, римское и христианское прошлое таким образом, что христианство предстает как наследник библейской истины в римской цивилизации.

Полемический дар Евсевия проявился в антиязыческом трактате "Против Иерокла" и антиеретическом трактате "Против Маркелла". В первом объектом критики кесарийского епископа оказывается Иерокл, автор памфлета "Правдолюб", поставивший под сомнение божественную природу Христа. Евсевий опровергает все доводы своего противника, исходя из определения Богочеловека, сформулированного в IV-V главах, которое остается зерном его теологической позиции, генетически связанной с оригеновской Логос-теологией. Другой написан по требованию отцов Константинопольского собора 336 г. и направлен против Маркелла, епископа Анкирского, осужденного по обвинению в савеллианстве. Трактат содержит так называемую "Церковную теологию", в которой Евсевий излагает господствовавшую тогда официальную христанскую доктрину по пунктам, ставшим предметом еретических поползновений Маркелла. Однако, если "Церковная теология", как считают многие, выражает собственные богословские воззрения кесарийского епископа, то она может служить доказательством отступления от Никейского символа самого Евсевия.

Два своих панегирических произведения автор адресует первому христианскому императору. "Похвала Константину" включает в себя панегирик, произнесенный Евсевием 25 июля 336 г. в Константинополе по поводу тридцатилетней годовщины правления Константина и речь о "церкви св. гроба Господня", с которой он выступил в Иерусалиме в сентябре 335 г. "Жизнь Константина" представляет собой надгробное слово по случаю смерти императора, которое фактически обращено к его сыновьям и наследникам. В этих сочинениях излагается политическая теория Евсевия, прежде всего его взгляд на христианского монарха и на проблему взаимоотношений христианской церкви и христианской империи. Здесь формулируются идеи о христианском правителе как образе Логоса и о монархической власти как образе космического единовластия Бога — идеи, послужившие основой всей тысячелетней византийской политической философии.

Перу Евсевия принадлежат также "История палестинских мучеников" — мартиролог христиан, пострадавших в Палестине во время гонений 303-3111 г., "Евангелистические вопросы" и комментарии на те или иные отрывки из Библии, отражающие теологическую позицию писателя и его экзегетический метод, "Пророческие эклоги" и письма, сохраненные Сократом и Феодокритом.

Но главным созданием Евсевия Памфила Кесарийского явилась его "Церковная история". Именно ей он обязан своим высоким статусом в истории человеческой мысли и тем уважением, которым он пользуется и поныне. "Церковная история" стала действительно открытием, настоящим интеллектуальным переворотом, событием, определившим развитие мировой историографии до самого начала Нового времени. "В своей "Церковной истории", — говорит Р. Маркэс, — Евсевий дал потомкам не только первое последовательное описание трех исходных веков христианской истории, он дал им также новую литературную форму с ее характерными темами, точками зрения и методами изложения. Ей было суждено великое будущее... Этот труд оказался вдвойне "каноническим": его содержание — взгляд одного человека на прошлое церкви — стал на века взглядом церкви на свое прошлое, а его литературная форма и подход — единственным путем развития этого жанра в руках его последователей".

из статьи И.В. Кривушина ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ,ОТЕЦ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ

 

 

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика