Р. В. Светлов

Античная философия

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (от лат. antiquitas - «древность») - начальный период в истории европейской философской мысли, оказавший определяющее воздействие на все последующие эпохи (средневековая философия, философия Возрождения и Нового времени, Новейшая философия), а также на арабо-мусульманскую мысль.

Под античной философией понимают совокупность философских доктрин древней Эллады и Рима, соответственно, языками античной философии были древнегреческий и латынь. Это не означает, что к античным философам принадлежали исключительно эллины и римляне, однако Зенон Китийский, Ямвлих Халкидский, Дамаский и другие не греко-римские по происхождению мыслители, представлявшие преимущественно сиро-финикийский регион, не только писали на греческом, но и были в духовном смысле вскормлены именно в рамках античной культуры.

С хронологической т. зр. начало античной философии связано с Фалесом Милетским (рубеж VII-VI вв. до н.э.), который благодаря Аристотелю расценивается как первый мыслитель, рассуждавший о начале всего сущего не на мифологический или «теологический», но на философский манер. Завершение античной философии выходит за рамки античного мира как собственно исторического периода, захватывая значительную часть средневековья. Так, афинская Академия была закрыта императором Юстинианом I только в 529 г., но и после этого события языческие философы продолжали жить в Александрии (Александрийская школа неоплатонизма), а языческие философские идеи встречаются у целого ряда еретиков-интеллектуалов в Византии (например, у И. Итала). Наконец, последней попыткой полномасштабного восстановления аутентичной античной философской мысли (в форме неоплатонической тотальной теологии) становятся «Законы», созданные Г. Плифоном в середине XV в.

Тем не менее античная философия в собственном смысле слова занимает период между творчеством Фалеса и указом Юстиниана I, охватывая, таким образом одиннадцать столетий. Особенности исторической эпохи, в которой возникала античная философия, не позволяют с достаточной достоверностью говорить о каком-либо влиянии на нее развитых теоретических и теологических систем других культурных регионов (например, индийских «даршан», ветхозаветных идей) - по крайней мере в течение первых веков ее существования. Соответственно, мы принимаем, что целый ряд явлений (доктрины метемпсихоза в античной и индийской философии, софистика в Древней Греции и Древнем Китае) возникали независимо друг от друга.

Античная философия впервые ставит вопросы о сущем как таковом - не в смысле его происхождения от Хаоса или первых поколений богов, а о сущем в его собственной природе. В целом сущее мыслится как Космос - то есть как нечто Целое, целесообразный, а потому прекрасный Порядок, обладающий самодостаточностью и самоценностью. Разумность и упорядоченность Космоса выражена во всеобщем Логосе, который олицетворяет правящее начало. На этой самодостаточности и самоценности основываются добродетельный поступок и верный политический выбор. Частью этого Космоса, понимаемого как Природа, выступал и человек (общественное, человеческое не противопоставлялось космическому, природному), и даже боги. В платоновской традиции в античную культуру входит тема трансцендентного, однако она начнет доминировать только в последние века существования античной философии.

Поскольку Космос - это своего рода «ойкумена», единое домохозяство, где обитают и люди и боги, он может быть постигнут в едином акте умозрения. С этим была связана теоретичность (созерцательность) античной философии, которая обозначала не отказ от практики в пользу медитативного созерцания, а убеждение в особой природе (божественности) умозрительного познания, способного в неделимом «теперь» раскрыть полноту знания.

Вместе с тем, античная философия много говорит о «техниках» приведения к этому состоянию, которые подразумевают формальную и содержательную правильностьпуть истины» Парменида, диалектика Платона, «Органон» Аристотеля, логика стоиков). В своей теории правильных познавательных практик античность в своеобразном виде сформулировала основные темы последующей теории познания (истина как некое состояние и как соответствие мысли предмету, проблема тождества бытия и познания, проблема несводимости друг к другу умозрения и чувственного восприятия, знания и мнения, всеобщего (божественного) и частного (человеческого, «цехового») знания).

Эти общие для античной философии черты имели собственную историю и специфику в разные века. В связи с этим Античную философию традиционно делят на 4 периода.

1. Досократический (VI-V вв. до н.э.). Наиболее характерной чертой этого периода является мышление под категориями природы (фюсис) и начала (архэ), свойственное не только представителям ионийской философии - милетской школе, Гераклиту Эфесскому, но и рассуждавшим о числе италийским мыслителям (пифагореизм), а также «младшим натурфилософам - Эмпедоклу и Анаксагору. Вместе с тем в этот период натурфилософская точка зрения начинает «размываться», показывая границы своей применимости. Это видно в наследии элейской школы, школы атомистов, а также в просветительских идеях софистов.

2. Классический (IV в. до н.э.). Это время упадка досократических школ и движений и выход на первый план представителей традиции, связанной с именем Сократа. Т.н. «сократические школы» - киники, элидо-эретрейцы, киренаики, мегарики, наконец, Академия Платона - представили разные толкования формы и содержания философствования Сократа. Ученик Платона Аристотель создал собственную философскую школу (Ликей, перипатетизм), которая в античности расценивалась как один из толков платонизма, но, начиная с периода Высокого Средневековья, рассматривается как совершенно особенное философское явление. В классический период создаются первые образцы идеалистической онтологии (теория идей Платона), но, одновременно и аргументы против гипостазирования идей (Аристотель) и возможности аподиктического суждения (Антисфен киник). В это время формулируются основные темы античной теории познания: его уровни, условия и границы, обсуждается тема знания как такового. В Академии и Ликее формируются первые классификации наук.

3. Эллинистический (конец IV- конец I в. до н.э.). В эпоху эллинизма философия приобретает подчеркнуто дидактический характер. Этика становится ведущей в «триаде» эллинистических философских дисциплин (этика, логика или «каноника», физика). Эллинистические философские школы (стоическая, эпикурейская, скептическая) формируют конкурирующие друг с другом этические идеалы, опирающиеся на убеждение в чувственно-телесном реализме всего сущего и на критике онтологии и теории познания классического периода. В эллинистической философии возникает ясно осознанный теологический интерес, прежде всего заметный в доказательствах бытия божия (стоических, эпикурейских), а также в развитии темы теодицеи. Скептическая критика любой «положительной» (догматической) философии приводит в I в. до н.э. к кризису школьных форм мысли и к появлению синкретических и эклектических явлений.

4. Позднеантичный (I-VI вв.). В это время радикально меняется характер философского дискурса, тип аргументации и даже жанр философской литературы. Критерий истины видится отныне в доктринальном тексте (воспринимаемом как откровение), основным видом философского дискурса становится экзегетика, где аподиктические и диалектические рассуждения становятся инструментами раскрытия боговдохновенного знания, истины природы и Космоса постигаются через анализ священного текста. В результате наиболее распространенными жанрами становятся комментарий к доктринальному тексту и диатриба (моральное вразумление). В I-II вв. продолжали существовать большинство античных философских школ. Наибольшее влияние на последующие эпохи оказала моральная философия римских стоиков. Однако к началу III в. большинство из них «вымирает». Окончательно позднеантичный тип мысли выразился в школе, получившей в Новое время название неоплатонической (III-VI вв.), которая сочетала в себе образцы античной рациональности, диалектики и, вместе с тем содержала религиозно-мистический заряд, столь созвучный наступающей эпохе Средних веков.

Влияние античной философии на последующие эпохи происходило через критическое освоение ими античного наследия. Примером этого может быть критика и, одновременно, использование ранними Отцами Церкви наследия античной философской пайдейи I-III вв., апелляции в XII-XIV вв. к Платону и Аристотелю в связи с темой границ веры и знания, проблемы универсалий, использование платоно-аристотелевской методологии в новоевропейских дискуссиях между эмпириками и рационалистами, отсылки к античному опыту во всеобщей диалектике Гегеля.

Несмотря на «преодоление» античного классицизма, о котором говорят начиная с середины XIX в., все значимые «повороты» в европейской философии последнего столетия (лингвистический, онтологический, постструктуралисткий, когнитивный) позволяют современным мыслителям открыть новые грани античной мысли: от хайдеггеровских тем «забвения различия между бытием и сущим», «онтотеологии», «судьбы бытия» до лингвофилософских концепций «языкового» происхождения античного атомизма, от обнаружения в лице стоиков предшественников анти-классической онтологии Делезом, до поиска в «Теэтете» Платона и в текстах тех же стоиков когнитивной проблематики.

 

Литература:

1. Адо П.. Что такое античная философия. М. 2000.

2. Ахутин А.В, Античные начала философии. СПб, 2007.

3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2009.

4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1-3.- СПб, 1993-97.

5. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

6. Йегер В. Пайдейя. М. 2001 В 2-х тт.

7. Канто-Спербер М. (ред.) Греческая философия. Ч.1-2, М. 2006.

8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. (в 8 тт.).

9. Рассел Б. История западной философии. Спб, 2000.

10. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб. 1996.

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика