Р. В. Светлов

Парадигма

ПАРАДИГМА (в античной философии - от греч. παράδειγμα - образец, модель) - одно из важнейших понятий платонической традиции. Наиболее известен онтологический аспект понятия «парадигма» в философии Платона: в диалоге «Тимей» бог-демиург взирая на умопостигаемый образец создает чувственно-телесный космос, воплощая умопостигаемые виды в материи. Именно этот текст позволил ряду современных ученых предположить, что идеи у Платона выступают образцами/парадигмами по отношению к вещам. В неоплатонизме тема парадигмы вызвала длительную полемику, связанную с решением вопроса о том, где пребывает «умопостигаемое живое существо» из диалога «Тимей» - в уме демиурга, вне него или в-нем-и-вне-него. Эта полемика имеет прямое отношение к решению важнейших вопросов классической европейской метафизики: темы тождества бытия и мышления, проблем границ рационального знания и онтологического статуса «всекосмического Ума». Отметим, что в случае первого решения вопроса (парадигма принадлежит демиургу) мы имеем дело с «сильным» тезисом о тождестве бытия и мышления, который ведет к аристотелевскому типу европейского рационализма, а в случае второго и третьего мы сталкиваемся с различными формами понимания первоначала как трансцендентного объекта.

Вместе с тем уже у Платона понятие парадигмы приобретает очевидный гносеологический смысл. В диалогах «элейского цикла» парадигма выступает в качестве познавательной «модели». Наиболее заметно это в диалоге «Политик», где в качестве парадигмы искусства политика выбирается ткацкое дело. Как ткач политик должен вначале создать из верных законов и человеческих нравов однородную основу общества, а затем сплести их с разнообразными человеческими природами.

«Демиургический» и «гносеологический» аспекты парадигмы в платонизме тесно связаны друг с другом. Примером этого может быть деятельность демиурга в «Тимее», описание которой напоминает рассказ Сократа в «Государстве» о разумении (рассудке - διάνοια). Разумение - познавательная способность, оформляющая полученный материал чувственного опыта и мнения через использование умопостигаемых форм (чисел, идей равного и неравного и т.д.), которые выступают в ней своего рода нерефлексируемой парадигмой-моделью.

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика