Светлов Р. В.

Гностицизм в античности и в средневековье

 

Предисловие

Одной из существенных составляющих духовной жизни западного средневековья были гностические ереси, существовавшие вплоть до эпохи Ренессанса. Их значение велико и для истории Церкви, в полемике против еретиков постоянно уточнявшей свою доктрину, и для истории средневековой мысли. Последнее далеко не всегда учитывается в книгах по философии этого периода. Между тем понять средневековую мысль без учета одного из главных идейных оппонентов Тертуллиана, Августина, Фомы - гностиков и манихеев - нельзя.

Под "гностическими" ересями мы будем понимать те движения, которые либо имеют преемственную связь с позднеантичным гностицизмом, либо имеют близкое сходство в доктрине. Это манихеи, присциллиане, богомилы, катары и т.д. Если другие ереси и расколы в Средние века были связаны с вопросами церковной дисциплины (монтанисты, новатиане и т.п.), или догматическими разночтениями (савеллиане, ариане, монофизиты и т.д.), то "гностические" отличаются принципиально иной интерпретации основных христианских мифов: творения, создания и предназначения человека, пришествия Христа, Спасения. В связи с этим мы должны предварить свой рассказ о средневековых гностических движениях рассмотрением истории и доктрин античного гностицизма.

 

Часть 1. Античный гностицизм


Часть 2. Гностические доктрины в средние века

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 14.6.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика