Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

БЕСЕДА 7

На слова: "всякий грех, какой делает человек, есть вне тела" (1 Кор 6:18).

 

Страшная труба апостольского учения,  во многих других отношениях сообразно устрояя боевой порядок благочестивой жизни, особенно предостерегает от гибельной плотской похоти и в заключение постановляет такое воинское правило: "бегайте", говорит, "блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела". При обыкновенных войнах воины устрояют такой боевой порядок, что они то выступают прямо (навстречу неприятелю), то уклоняются в сторону. И духовная война ведется также посредством противостояния и уклонения в сторону. Зная это, Павел, вождь в деле благочестия, ведет войско с применением того и другого способа. Он то советует стояние на месте, говоря: "(Итак) станьте, препоясав чресла ваши истиною" (Еф 6:14), то советует употреблять бегство, как способ ведения войны: "бегайте блуда". Если случится война с неверием, полезно выступать с опровержением. Если угрожает напасть коварства, полезно при борьбе с ним тщательное наблюдение. Если нападение состоит в клевете, уместна прямая встреча с ложью. А если нападает блудный образ, хорошо показывать тыл и обращать лице в другую сторону, потому что блуд особенно действует через глаза и (потому) нужно помнить наставление вождя: "бегайте блуда". Пред другими худыми делами оно заключает нечто, особо нетерпимое. Другие виды греха не касаются, по-видимому, тела тех, кто их делает, и сделанное ограничивается тем, кто подвергся действию. Так при кражах вред наносится только ограбленным; при сильной зависти страдание обрушивается на тех, которым завидуют; при клевете, если она находит веру, опасность угрожает равным образом тем, на которых клевещут; при дерзких также убийствах несчастие постигает того, кто подвергся этому. Если кто рассмотрит совершение всех беззаконных дел, то найдет, что совершители их получают выгоду, а те, над которыми они совершаются, терпят убыток. Блуд не знает этого различия, не отделяет действия страдающего от совершающего, а подвергает их общему поруганию, соединяет узами скверны. Корыстолюбивые люди, нанося ущерб другому, сами не терпят убытка, а блудники, оскверняющие тело, не могут не оскверниться вместе с оскверненным. Убийцы, совершившие убийство, не умерщвляются вместе с убитыми, а блудники, растлевающие плоть, не бывают чистыми от скверны. И обрати вместе со мной внимание на мудрое слово Павла: "бегайте блуда". Почему? "Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела", то есть не причиняет вреда природе тела, не нарушает взаимного отношения его членов, не соединен с осквернением тела, совершается без вреда для совершившего тела. "А блудник грешит против собственного тела", не так, как убийца, который, поражая тело другого, сохраняет свое тело в целости, не так, как корыстолюбец, который, нанося вред другому, не причиняет вреда собственному телу. Вопреки этому блудник губит сам себя, сам вонзает в себя стрелу поругания. Вор решается на грех, чтобы питать свое тело, а блудник учиняет грабеж над собственною плотью. Корыстолюбца влечет к чужому жажда прибыли, а блуд есть утрата чистоты тела. В клеветнике возбуждает страсть слава другого, а блудник сам делается виновником бесславия. Что бесславнее бремени блудодеяния? Хотя всякое греховное рабство бесславно, бесчестит благородство души, но блудник есть самый бесчестный раб греха, которому приказано последним вычерпывать грязь, собирать нечистоты в кучу, служить грязному делу, валяться в тине удовольствий, заниматься бесстыдством, иметь тело, не отличное от тряпки. Разве есть какое отличие между тряпкой и блудником? Он оторвался от благочестия в общей его совокупности. На путях греха он подвергается каждодневному гниению; как бесполезная тряпка, отбрасывается; он лежит на попрание всем демонам; в него диавол переливает свою гнилость. Не менее, чем это внутреннее состояние блудника, несчастно известное открытое его положение: в домах его избегают, при встречах гнушаются; для близких служит позором, для врагов предметом поношения, для родственников стыдом, для живущих вместе предметом проклятия, для родителей бесчестьем, для слуг смешным зрелищем, для соседей предметом разговоров; когда хочет жениться, ему отказывают; после брака он делается подозрительным супругом, ненавидимым детьми отцом, презираемым советником, неприятным, когда дает (другим), еще более неприятным, когда просит; замеченный вдали, он бывает в тягость; когда болеет, еще более несчастен; когда умирает, еще более бесчестен. Видя в блуде источник стольких зол и указывая победное средство против этого в бегстве, Павел справедливо воскликнул:"бегайте блуда". Это воззвание Павла напомнило мне ныне мудрого юношу, который восторжествовал над египетским блудодеянием посредством бегства, хотя многое склоняло к тому юношу: возраст, склонный к удовольствиям, иго рабства, любовное ласкательство госпожи, постоянный разговор, тайное сладострастное приглашение к соединению. "Случилось" же[1] "в один день, что Иосиф вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила за одежду его[2]" госпожа его[3], "и сказала: ложись со мной" (Быт 39:11-12). Великое достоинство целомудрия. Раб госпожу сделал рабою; к нему обращена была просьба, а эта просила: "ложись со мной".  Стрела блудодеяния пылала, но не нашла в душе готовой жертвы; она ударилась в одежду, держа которую бесстыдная блудодейка говорила: "ложись со мной".  Ревет неудовлетворенностью плотской похоти, но (этим) скорее закрывает уши целомудренного. Она говорила: "ложись со мной", а целомудрие, вопреки этому, говорило юноше: бодрствуй со мною; и на деле он показал бодрствование: не преклонилась твердость перед соблазном, не усыпили разума обольстительные речи; не ослабла трезвость целомудрия, не изнемогла пред нападением, не уловлена красотой вида, не сокрушена ласкательством слов любви; голос ласкавшей госпожи для него был тяжелее брани. "ложись со мной". Диавол стоял наготове в качестве свата блудодейства и держал одежду вместе с блудодейцей и участвовал в сделанных ею нападениях; он не знал, что борется с искусным борцом целомудрия, умело отражающим нападения. "Оставив", говорится, "одежду свою в руках ее[4], побежал и" нагой[5] "выбежал вон". О, нагота, святейшая одеяния! Что же (делает) ярость египетской необузданности? Свое худое дело приписывает Иосифу и, пришедши к мужу, говорит:"раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною и говорил мне", жене твоей, которая целомудренно доныне хранила твое ложе: "лягу я с тобою, но, когда [услышал, что] я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон" (Быт 39:14-18)". Опять подвергается клевете из-за одежды. В прежнее время братья, взявши хитон его, злонамеренно говорили, что он съеден зверем; теперь, сама схвативши хитон, клевещет на него, как на блудника. Приличествует Иосифу голос Владыки: "Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий" (Пс 21:18). История целомудрия приятна для сонма целомудренных, но тяжела для телесной немощи. Справедливо дана Богом Иосифу власть. Прежде искушений не прославил Иосифа, но показал посредством снов будущее, научая, что наперед приготовляет славу праведникам, а попустил искушениям испытать юношу, заграждая уста порицателей. Если бы Иосиф не представил доказательства, любящие порицать могли бы сказать: произошло это вследствие слепого случая. Да и управлял ли Иосиф египтянами? Владел ли юноша варварами? Какою отличался он добродетелью? За что он получил это? Чтобы не говорили этого о праведнике, Бог, предупреждая это, подвергает его испытаниям, чтобы это служило свидетельством праведнику и чтобы заградить уста злословящих. Поэтому будем устраняться от уязвлений, причиняемых блудною красотою, закроем глаза на то, что возбуждает сладострастные желания; пусть преданы будут позору все беспорядочные удовольствия; пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах; будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистою жизнию; чистым сохраним тело, храм обитания Духа; сделаем на нем надпись, содержащую страшную угрозу распутным: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог" (1 Кор 3:17).

Я не желал бы разлучаться с вами и на малое время. Что приятнее для отца, как не то, чтобы быть вместе с возлюбленными сынами? Но так как слово благочестия призывает к борьбе, то, возсылая молитвы о помощи, необходимо идти на церковную арену (προς τα σκάμματα της ’Εκκλησίας)[6]. Но об одном прошу вашу любовь: храните церковное благочиние; великодушием побеждайте замешательства; спустя недолго порядок восстановится; не смущайтесь слухами, не верьте разглагольствованиям, сопутствуйте нам молитвами, чтобы, будучи подкрепляемы вашими молитвами, мы могли, вспомоществуемые силою Божиею, сказать: "вся могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп 4:13), Которому слава во веки веков. Аминь.



[1] ’Εγένετο γαρ вместо - δε.

[2] των ιματίων αυτου с опущением αυτον перед этими словами, читаемым обыкновенно в греч. списках.

[3] η δέσποινα αυτου в списках отсутствуют.

[4] Εις τας χειρας αυτης читаются из унциальных греческих списков в Коттонианском (’Εν ταις χερσιν αυτης); из других - в Лукиановских, согласно с еврейским текстом.

[5] Γυμνός в греч. сп. и евр. тексте отсутствует.

[6] Ареной - σκάμμα - называлось у греков особое место, назначенное для состязания борцов. Здесь это слово употреблено в переосном смысле для означения борьбы с врагами Церкви. Какое разумеется здесь событие, заставившее святителя удалиться на некоторое время из города и остановить свои беседы, неизвестно.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.12.2013
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика