Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

О терпении, кончине этого века и втором пришествии, непрерывном царствовании праведных и нескончаемом наказании грешников; основание исповедания, увещание к занятию божественным Писанием, и ка­ковы хитрости врага, и в чем полезно безмолвие.

 

Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестя­щею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: "Уповай на Господа и держись пути Его" (Пс. 36:34), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: "…от скорби происходит терпение" (Рим. 5:3). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: "надежда не постыжает…" (ст. 5). Итак, "Покорись Господу и надейся на Него", и найдешь отсюда, что "и Он исполнит желания сердца твоего" (Пс. 36:7,4). Что блаженнее этого -  приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты - делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послу­шай Павла, говорящего: "Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: "сеющий в плоть свою", - говорит (апостол), - "от плоти пожнет тление" (ст. 8). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: "Сейте себе в правду, и пожнете милость…" (Ос. 10:12); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где под­виги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: "…мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа" (Пс. 26:14). "Приготовь к окончанию дела твои, и соверши на поле" (Притч. 24:27), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет: "огради владение твое терновником" (Сир. 28:27). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, - разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, под­нимай крик псалмопением, - и отгонишь коварного зверя, ли­сицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: "Ловите нам лисиц, лисенят…" (Песн. 2:15), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, -  противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

Враг доставляет то простор, то скорби. Он испытывает, куда расположено внутреннее состояние человека, - туда и сам выступает, чтобы бороться, при помощи своего коварства. Потому, брат мой, непрерывно бодрствуй и всегда усердствуй в прилежном чтении, чтобы тебе научиться, как нужно избегать сетей врага, и достигнуть вечной жизни. Чтение божественного Писания ограничивает блуждающий ум, и дарит знание о Боге, потому что записано: "Остановитесь и познайте, что Я – Бог…" (Пс. 45:11); слышишь ли, брат, что чистосердечно занимающийся божественным Писанием получает знание о Боге? Потому, брат мой, не пренебрегай своей душой, но занимайся чтением и молитвой, чтобы твой разум просветился, и чтобы ты был целым и невредимым, без какого либо недо­статка. Иные хвалятся собеседованием с вельможами, началь­никами и царями, а ты хвались пред ангелами Божиими, собеседуя со Святым Духом чрез божественное Писание, потому что Дух Святой чрез него говорит. Старайся читать боже­ственное Писание и постоянно пребывать во святой молитве. Сколько раз будешь с Богом чрез него, столько раз освя­щаются твои тело, душа и дух. Итак, зная это, брат мой, -  что когда будешь читать его, освящаешься, - тем чаще постарайся читать его; и если руки будут несвободны у тебя, мо­лись в уме. Молилась также Анна, мать пророка Самуила: дви­гала своими губами; молитва её дошла до слуха Господа Савоофа. И просимое ею дано было ей. Потому, брат мой, если твои руки даже свободны, всё же молись умом; Господь слушает и безмолвных. А если не умеешь читать, прилежи там, где можно тебе слушать и получать пользу, потому что написано:  "Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его" (Сир. 6:36). Это помогает, брат мой, не только неумеющим читать, но даже умеющим. Многие читают, и не понимают, что читают. Итак, смотри, брат, не пренебрегай милостью, данною тебе по дару Христа; но размышляй и исследуй, как можешь угодить Богу, чтобы полу­чить блаженство, -  потому что написано: "Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его" (Пс. 118:2). Когда бу­дешь читать, смотри, чтобы тебя не отвлёк враг, нанося тебе обиду, подвергая тебя испытаниям, и говоря: прежде всего сде­лай вот это дело, поскольку оно невелико, и тогда беззаботно будешь читать. Когда он это подсказывает, и заохочивает к этому делу, - он всё это внушает, чтобы занятием удержать тебя от чтения и приобретения пользы. Когда диавол увидит человека, читающего с напряжением и с пользою, -  он нападает этими средствами и многими иными, ища, чтобы пре­пятствовать ему. Итак, не доверяйся ему, но будь как бы жаждущий олень, желающий пойти на источники вод, то есть, к божественному Писанию, чтобы из него пить, -  и оно утолит твою жажду, сжигающую тебя сильным желанием. Вместе с этим пей отсюда и пользу для себя: так говорю, чтобы, когда Господь подарит тебе понимание слова из него, -  ты не спешил мимо, но обдумывал его в своём уме, написал его в своём сердце и постоянно сохранял его в памяти, так как написано: "Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего"; и опять: "В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою"; и опять: "Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему" (Пс. 118:16,11,9). Видишь ли, брат, что человек исправляет свой путь, при памятовании слов Божиих? Кто, в самом деле, памятует слово Божие и не исправляет (пути), если не тот, ничего нестоящий и не­счастный, кто не памятует совершенно ни о чём, но даже забывает, о чём, по его мнению, он памятует? Такому человеку Бог говорит: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя" (Пс. 49:16)? Итак, Он повелевает, чтобы было отнято от него и то, что, по его мнению, у него есть (Mф. 25:29); у него, по его мнению, есть вера, он называет самого себя христианином, а на деле отказывается, и хуже неверного. Потому Он повелевает, чтобы отнят был от него Дух Святой, Которого он получил в день искупления, Которого, по его мнению, он имеет. И бывает такой человек, как винный горшок с трещиною, и теряющий чрез неё вино; все, видящие его, не усмотрев происшедшего, думают, что он полон; а когда он будет исследован, тогда становится явным для всех, что он был пуст. Таким окажется и такой человек, во время исследования его в тот день суда; и тогда сделается очевидным для всех то, что касается его. Будучи таковыми, они, если и скажут в тот день Царю: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" -  то и Царь в ответ скажет им: истинно говорю вам: "Я никогда не знал вас" (Mф. 7:22,23). Видишь ли, брат, что такой нисколько не получает милости. Итак, памятуй о словах, которые слушаешь, и исправляй свой путь. Смотри, не дозволяй придти забвению, и похитить его (слово) из твоего сердца; смотри, не дозволяй налететь птицам, и по­клевать семя Божие, -  потому что Он сам сказал, что семя есть слово, которое вы услышали. Скрой семя в углублениях земли, то есть, скрой слово посреди своего сердца, чтобы оно принесло в страх плод Господу. А когда будешь читать, чи­тай старательно и напряженно, прочитывая стих со многою основательностью, и не старайся только перелистывать, но, если нужно, не ленись прочитать стих дважды, трижды и много раз, чтобы понять силу его. А когда намереваешься сесть и читать, или, опять, послушать другого, читающего, -  помолись, прежде всего, Богу, говоря*: Господь, Иисус Христос, Бог наш, раскрой уши и глаза моего сердца, чтобы мне, Господи, слушать Твое слово, понимать и совершать Твою волю, так как "Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих" но "Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего" (Пс. 118:19,18). Боже мой, на Тебя надеюсь, чтобы Ты просветил моё сердце *[1]. Право, прошу, брат мой, так всегда молись Богу, чтобы Он просветил твой ум, и сделал для тебя ясною силу Его слов. Многие заблудились, слишком понадеявшись на своё понимание их, и "называя себя мудрыми, обезумели" (Рим. 1:22), впали в богохульство, не понимая написанного, и погибли. Итак, если при своём чтении найдёшь слово непонятным, -  смотри, чтобы лукавый не научил тебя говорить в самом себе, что не так, как говорит это слово, потому что, как, может быть, так? и подобное; но, если веришь Богу, - верь и словам Его, и говори лукавому: отойди от меня, сатана. Я знаю: "Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное" (Пс. 11:7); и (нет) в них ничего непрямого, ни запутанного, но всё благо для понимающих; а я неразумен, и не понимаю; знаю, что они написаны духовно: и апостол говорит, что "…закон духовен…" (Рим. 7:14). Потом, посмотри на небо, и скажи: Господи, верую в Твои слова; не возражаю, но смело доверяюсь словам Святого Духа. Ты, Господи, спаси меня, чтобы я нашёл благодать пред Тобою. Не ищу я чего-либо другого, кроме только своего спасения, чтобы получить, милосер­дый, Твою милость, так как Твои суть царство и власть во веки. Аминь. Владей также, брат, безмолвием, как крепкою стеною, потому что безмолвие делает тебя выше страстей; ты воюешь сверху, a он снизу. Владей безмолвием страха Божия, и все стрелы врага не повредят тебе; безмолвие, сопряжённое со страхом Божиим, есть огненная колесница. Илия пророк пусть также убедит тебя (в этом), -  Илия, возлюбивший безмолвие и страх божий, -  и как взятый на небо? О, безмолвие, преуспеяние монахов; о, безмолвие, лестница на небо; о, безмолвие, путь небесного царства; о, безмолвие, мать раскаяния; о, безмолвие, зеркало грехов, показывающее человеку прегрешения его; о, безмолвие, не задерживающее слёз; о, безмолвие, родительница кротости; о, безмолвие, сожитель смирения; о, безмолвие, сопряжённое со страхом Божиим, -  просветитель ума; о, безмолвие, соглядатай помышлений, и помощник в сомнении; о, безмолвие, родительница всякого блага, основание поста, и помеха для прожорливости; о, безмолвие, досуг для молитвы и чтения; о, безмолвие, тишина помышлений, и ясная пристань; о, безмолвие, беззаботность души; о, безмолвие, полезное ярмо и бремя легкое, дающее отдых и носящее носящего тебя; о, безмолвие, радость души и сердца; о, безмолвие, узда для глаз, слуха и языка; о, безмолвие, уничтожение хвастли­вости, и враг бесстыдства; о, безмолвие, темница страстей; о, безмолвие, помощник всякой добродетели, защитник бедности, страна Божия, приносящая добрые плоды; о, безмолвие, стена и крепость желающим подвизаться для небесного царства! Право, брат, владей этою прекрасною частью, которую избрала для себя Мария. Эта Мария, севшая подле ног Господа, и прилепившаяся только к Нему, была примером безмолвия. Потому и Господь похвалил её, говоря: "Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Лк. 10:42). Видишь ли, брат, каково безмолвие? (Оно таково) что сам Владыка, наш Бог, хвалит владеющего им. Владей им, брат мой, и насладишься Своего Господа, сидя подле Его ног и прилепляясь только к Нему, чтобы и ты открыто сказал: "к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня" (Пс. 62:9). Потому "Как туком и елеем насыщается душа моя…" (ст. 6). Право, брат мой, владей им, -  (оно) слаще мёда. Лучше кусочек с солью безмолвия и безза­ботности, чем запас драгоценных яств в искушениях и заботах. Слушай Владыку Бога, говорящего: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Mф. 11:28). Господь желает дать тебе отдых от забот, ярости, от искушения и скорби этого века; желает, чтобы ты был свободен от египетского делания кирпича; хочет ввести тебя в пу­стыню, то есть, в безмолвие, чтобы осветить твой путь облачным столпом, чтобы кормить тебя манною, -  разумею именно хлеб безмолвия и беззаботности, - чтобы дать тебе в удел добрую землю, - разумею именно небесный Иерусалим. Право, возлюбленный, полюби его, владей им, чтобы тебе насладиться Божиих свидетельств во время твоего пути, как бы при всём богатстве. Право, брат, владей безмолвием со страхом Божиим, и Бог мира будет с тобою; Ему прилична слава во веки. Аминь. Итак, возлюбленные, прошу вас Господом еже­дневно стараться приводить себе это на память, - разумею именно надежду, веру, любовь, смирение, постоянное запечатлевание себя молитвами Божими, размышлениями о божественном Писании и безмолвием. Это, когда имеется и приумножается у вас, не делает (вас) праздными, ни бесплодными в познании Господа нашего, Иисуса Христа. Христианин, который не владеет этим, есть слепец, близорук, забывает о своих прежних грехах; и с ним происходит истинно по притче: "пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи" (2Пет. 2:22). Потому, (кто), удалившись от скверн мира, как напи­сано, и отрекшись от этого во святой купели и, быв в познании Господа нашего, Иисуса Христа, потом опять в это впутываются, - для тех последнее бывает хуже первого. Лучше было бы им не знать пути истины, чем, при знании, возвра­щаться опять назад. Итак, возлюбленные, верные рабы и избранные воины Божии, христиане, - возьмём в наши сердца всеоружие сказанного раньше, и неотложно каждый день будем при­водить на память себе это, - чтобы мы могли подвизаться прекрасным подвигом, и попрать всякую силу врага; чтобы мы были избавлены от гнева, приходящего на сынов неповиновения, и нашли бы милость и благодать в страшный день пред праведным Судиею, воздающим каждому по его, делам; Ему прилична слава, со Вседержителем Отцом и всесвятым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 



[1] Под звёздочками краткая молитва, помещённая раньше, отдельно от контекста.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.12.2013
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика