Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

На святую Пятидесятницу.

Светел всякий день, приносящий солнечный луч, и одевшийся в общий свет: так Владыка, украсивший творение, представил (его) для нас; но ещё больше радости в торжественном и всепраздничном дне праздника, когда он почтён словом и служением Богу. Он, выражая с цветом природы и красоту благочестия, обнаруживает двойное благолепие. Таков и сегодняшний праздник, освещающий чувственные глаза тела, но просвещающий лучами слова мысленные очи духа. Сегодняшний день есть один из трех знаменитых (дней), проповедуемых в законе и воспеваемых по Евангельской благодати. По Вет­хому Завету, в этот день был дан закон по новой благо­дати, в этот (день) было дано посещение Духа; в этот день Моисей принял скрижали закона, в этот день хор апостолов принял сошествие Духа, вместо скрижалей, данных чрез Моисея. Блаженный Павел говорит, пиша в послании к Коринфянам: "Вы - наше письмо, написанное не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца" (2Кор. 3:2, 3). Исследуйте же, истинно ли в этот день дан был закон? В Ветхом Завете неясно было записано, что закон был дан в пятидесятый день; но сокровище знания открывается испытывающим божественные письмена. Итак, посмотрим какой (был) день, когда был дан закон. Блаженный Моисей -  тщательно вникайте -  говорит: "В третий месяц…" по исшествии их "…из земли Египетской, сказал Господь Моисею: пойди к народу, и…" очистят самих себя "…сегодня и завтра", и "…к третьему дню…" Я буду видим (Исх. 19:1,10,11). Тщательно вникайте. Выход из Египта в пер­вый месяц: четырнадцатый день был первого месяца. Считай: четырнадцатый день, после него также дни, дополняющие этот месяц, то есть, семнадцать, и тридцать (дней) второго. И в сорок восьмой день второго месяца Бог говорил: "…пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра", и "…к третьему дню…" Я буду видим. Итак, тридцать второго, а семнадцать первого и три третьего. И заметь согласие в делах. Когда на горе Синае был видим Бог, - Он был видим, как огонь горящий; когда Дух Святой явился апостолам, - явился в виде огня: были разделены "…языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них" (Деян. 2:3). И как, братья, во время явления Бога в Ветхом Завете, было много сопутствующего страха, - окружали гору и мрак, и буря, и труба, и гром, - чтобы привести народ в страх пред Законодателем, так и тогда, когда имел прибыть Святой Дух, - чтобы немедленное пришествие не застало в нерадении принимающих, но чтобы они узнали прибывающее в славе достоинство Духа, - как на горе предшествовали мрак и буря, так было и отно­сительно Духа: "При наступлении дня Пятидесятницы, сделался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра…" (ст. 1, 2); и тогда был виден Дух Святой, и он поколебал дом, - (Дух), не по Своей природе разделяемый, но разделяющий Свои действия. Не Дух делится, но Он делит дарования, как свидетельствует Павел: "Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1Кор. 12:11); разделяя, не разделяясь, - поделяя, не поделяясь, - неограниченно управляя, не подлежа управлению. И какую честь неограниченной власти придал Павел Отцу: "…а Бог один и тот же, производящий все во всех" (ст. 6), -  те же самые слова он сказал и в отношении Духа, говоря: "Все же сие производит один и тот же Дух". Но Дух Святой был назван утешителем; по чему иному, если не потому, что он утешает лю­дей, то есть, ободряет? В Писании найдёшь эту особенность: апостол называет ободрение утешением. Утешает не как второй после Бога, но как Бог: утешение - свойство Божие; чтобы ты не оскорблял название утешителя, апостол говорит: по Xpиcтъ молимъ, яко Богу молящу[1] нами "…от имени Христова просим: примиритесь с Богом" (2Кор. 5:20). И, чтобы, братья, Павел не был сочтён, будто, вводя утешающего людей Бога, он вносит новость в догматы, - прими доказатель­ство из ветхого свидетельства. Пророк Исаия говорит Иерусалиму: "Даровавший тебе имя утешит тебя" (Вар. 4:30). Итак, подумай: утешает тебя Отец, утешает Сын, -  потому что говорит (Исаия): "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня, утешить всех сетующих" (Ис. 61:1,2). При другом случае и Спаситель, желая показать равночестную славу Духа, говорит: "если пойду", иного утешителя "пошлю" (Ин. 16:7); Он не мог бы быть иным, если бы другой не стоял впереди. Итак, Дух Святой является в виде огненных языков. Почему языков? Для пользы проповеди. Так как апо­столы, для наполнения пределов вселенной проповедью, в ко­торой имел действовать Дух Святой, нуждались в языке, то это изображается наружно, применительно к дару. Кроме того, и по древнему основанию. Так как тогда великаны боролись против Бога, и замышляли устроить башню, то Бог разделил худое согласие, послав языки; посылает и теперь действия язы­ков, чтобы разделённую вселенную объединить, И удивительное было дело: языки поделили вселенную; языки объединили все­ленную, языки вследствие проповеди. Но почему огненные? Так как нечестие, распространившееся на подобие леса, держало в своей власти весь мир, связав как тернием, то Он посылает огненные языки, уничтожающие терние нечестия. Сам Он говорит: "Огонь пришел Я низвести на землю…" (Лк. 12:49), - огонь не уничтожающий, потому что огонь Божий не жжёт, но освящает. Потому один из херувимов был послан к Исаии с огненным углем с жертвенника, - и, когда он положил на уста его, говорит ему: "вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен" (Ис. 6:7). Итак, величественно празднуя этот праздник пришествия Святого Духа, будем воссылать славу Отцу и Сыну и Святому Духу. Почти пришествие Духа; а пришествие Духа чествуется отпущением грехов. Где Святой Дух, там прощение, потому что Господь говорит: "примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся…" (Ин. 20:22,23). Святой Дух проповедуется (как) освобождающий; так, Отец освобождает, Сын освобождает, Святой Дух освобождает; а раб не может доставлять свободу: чего не имеет, не дарит. Потому, чтобы ты знал новую свободу Сына и Духа, - Спаситель говорит о Себе самом: если Сын вас не освободит, вы рабы (Ин. 8:36). Он предоставил свободу самому Себе. Опять Павел говорит: так взираем, "…как от Господня Духа. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2Кор. 3:18,17). Иногда Он называется Духом Святым, иногда Духом Сына, иногда Духом Отца, когда не в слиянии проповедуется, но объясняется в не­разрывности от божественного существа. Сын называет самого Духа Отчим: "не заботьтесь", - говорит, - "как или что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Mф. 10:19,20). Сын на­зывает Духа Отчим; Павел называет Духа Сыновним, по­тому что он говорит так: "А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"" (Гал. 4:6). Дух также животворит, потому что (Господь) говорит: "Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Ин. 5:21). Видишь ли, что Отец и Сын животворят, -  но смотри опять, что и апостол, или лучше, сам Спаситель чрез него говорит: "Дух животворит; плоть не пользует нимало" (Ин. 6:63). Скажу ещё короче. Церковные рукоположения приписываются Павлом то Отцу, то Сыну, то Духу; так, когда он говорит об Отце, рукополагающем в церковные достоинства, - выражается: "…Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями" (1Кор. 12:28), и прочее. Здесь он приписал рукоположения Отцу, так как Он даёт власть и поставляет. Опять, тот же самый Павел приписывает (это) в другом месте Сыну, потому что говорит: "Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями" (Еф. 4:10,11). Обрати внимание в этом слове на Его неограниченную власть. Не сказал: и Он служил, но - "поставил одних" по собственной неограниченной власти, не по разделенной и отделенной царской власти Отца, -  по­тому что, чего желает Отец, желает и Сын, и чего желает Сын, то одобряет и Отец. Итак, что он приписал Отцу и Сыну - рукоположения, - это он сам опять относит к Святому Духу, призывая к себе ефесских пресвитеров и говоря им (Павел, сказавший то, говорит и это): "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь…" (Деян. 20:28). Смотри на сходство в слове. Не сказал он об Отце: положи, а о Духе: назначил, но (воспользовался) тем же самым изречением: "Бог поставил…" и Отец "…поставил" Дух Святой в Церкви.[2] Законополагает Отец в Церкви; Отец законополагает, как Царь веков, о котором Давид говорит: "я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (Пс. 39:9). Итак, Отец за­конополагает, Сын законополагает. Слушай Павла, говорящего: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2). Он показал Отца законодателем, показал Сына законодателем; он сам, дающий достоинство законода­тельства также Святому Духу, - или лучше, не дающий, но возвращающий, -  говорит: "потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8:2); не потому, что три законодателя; один закон и один законодатель; один Бог, хотя и проповедуется в трех лицах. Говорят: как может Отец на­зываться Богом, и Сын Богом, и Дух Святой Богом, и не три Бога? Где общение по природе, (там) общи также имена достоинства. Так, Бог называет разделенное на множество одним именем, по одной природе; и когда гневается на лю­дей, называет всё человечество, подлежащее гневу, одним человеком; и когда обращается к миру, беседует как бы с одним человеком. Так, Бог наводит потоп за грех, и говорит: "не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; ...истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил".[3] Хотя он не был одним, но (было) бесчисленное множество, (однако) назвал всех как одного, по имени природы, - весь мир, как одного человека, по общности существа. "…Что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его" (Пс. 8:5)? говорит Давид, не потому, что он воззрел на одного, - он собрал всю вселенную. Воспользуюсь одним кратким словом, сказанным Моисеем (по поводу того), что фараон вошёл в море, и подвергся мщению, по божественному закону. Фараон погибает в море со множеством колесниц, и было много потопленных людей и много коней. А Моисей, зная, что одна природа всех людей, говорит: "Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море" (Ис. 15:1). Он назвал множество людей одним человеком - всадником, по общности сущности. Итак, если в людях, где знание в смешении, где наружные виды различны, нет единства, ни одинакового духа, но различны языки, различен разум - вся вселенная, по общ­ности природы, называется одним человеком, (то) называю Троицу одним Богом, где достоинство нераздельно, одна цар­ская власть, одна своеродная сила. Если говорю: Бог, Бог и Бог, - трёх ли называю Богов? Если скажу: Господь, Господь и Господь, - трёх ли называю Господов? Никак нет. Апостол называет Отца Господом, Сына Господом, и Духа Святого Господом, - как и Давид: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня…" (Пс. 109:1). А если: "Господь Господу", (то) апостол: "Господь есть Дух" (2Кор. 3:17). Итак, если Отец Господь, и Сын Господь, и Дух Господь, - как ты, апостол, законодатель истины, защитник благочестия, восклицаешь, го­воря ефесянам: "один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4:5)? "Один Господь", по славословию серафимов, потому что и они взывают: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф" (Ис. 6:3). А если еретики упорно настаивают, что иное господство Отца, и иное Сына, - удивляюсь, как они могут быть рабами двум господам, - ведь это голос Спасителя: "Никто не может служить двум господам…" (Mф. 6:24). Если разделяешь господство, как служишь рабом для царской власти? Невозможно одинаково служить двум достоинствам, если нет равночестности, потому что никто не поклоняется царю и начальнику. Где достоинство равночестно, равночестно также поклонение. Нет борьбы, при равном достоинстве; неравенство возбуждает борьбу; равенство управляет миром. Христос не позволил тебе разделять честь, потому что Он говорит: в этом "Воля же пославшего Меня Отца дабы все чтили Сына, как чтут Отца" (Ин. 6:39; 5:23). Почитай Отца, чтобы тебе чествовать Сына, или лучше, почитай Сына, чтобы тебе че­ствовать Отца. Отец Себе усвояет честь Сына; Сын Себе усвояет честь Отца, потому что Спаситель говорит: "Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего" (Ин. 15:23). Итак, пусть ере­тики не думают, что они сколько-нибудь угождают Богу, на­зывая Его великим по сравнению с Сыном; Отец не принимает этой возносимой к Нему чести, когда Сын оскорбляется. Прими, в самом деле, ясное доказательство из Ветхого Писания. Друзья Иова, пришедши для утешения, обвиняли его за смелость речи, и оправдывали Бога. А Иов  говорил Богу: кто поставит судью между мною и Тобою, и буду знать, сколь велики мои грехи, что Ты так осудил меня? Друзья Иова оправдывали Бога, когда им было неизвестно основание (дела), и скорее пра­ведника, как согрешившего, осудили, а Бога, как поражающего, защищали. И говорят ему: "Очень" ты говорил с избытком, "Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду" (Иов. 15:11; 8:3)? Он поразил (тебя) по грехам  твоим; если бы не было много грехов у тебя, ты не подвергся бы наказанию. Им также казалось, что они Бога защищают, - но осу­дили праведника. Принял ли Бог говоривших за Него во­преки правде? Если бы Он принял защиту в Его пользу, когда праведник бесчестился, -  принимал бы и эту честь в отношении Себя, когда Сын бесчестился. Слушай, что Господь говорит друзьям Иова: зачем "…не говорили истины на раба Моего" (Иов. 42:8)? Если Он отвергает от Себя неговоривших истины против раба, принимает ли изощряющего свой язык против Единородного? Да не будет. Итак, неотразимо наказание для злословящих Святого Духа. Слушай, что говорит Спа­ситель: "всякий грех и хула простятся человекам, если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Mф. 12:31,32). К чему нужны заключения о рождённых и нерождённых, созданных и несозданных? Слово ереси остро, сверх изощрённой бритвы. Но и бритва, хотя бы много и сильно была изощрена, может сбривать волосы, а не сечь дерево; слово же истины не есть бритва, но секира. Потому Иоанн Креститель говорит: "Уже и секира при корне дерев лежит" (Mф. 3:10). Не сказал: бритва, - потому что слово Божие не есть гладкое, против выглаживающих свою суету речью совне, - но - секира, посекающая гордость хвастунов, как свидетельствует Иоанн, говоря: "Уже и секира при корне дерев лежит". Сборище говорящих ко­варство и сплетающих ереси есть бритва, как говорит Давид Саулу: "Что хвалишься злодейством, сильный"? Целый день "гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он [у] [тебя], коварный!" (Пс. 51:3,4). Отец законополагает, Сын повелевает, Дух самовластно правит. Слушай Бога, говорящего: благовествующие придут, "которых призовет Господь" (Иоиль. 2:32). Прошу тебя: выслушай, чтобы узнать согласие истины. Мы не сражаемся заключениями, но следуем Писанию. Желаем быть рабами Писания, не порабощать Писание нашим заключениям. Вера не при­нимает заключений, не потому что они безрассудны, но потому что она превосходит всякое размышление. Павел, чтобы пока­зать тебе, что вера вооружается против размышлений, говорит: "Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия…" (2Кор. 10: 4,5). Но если и часто беззаконник побеждает рассуждением, -  не изумляйся, потому что Давид говорит: "Дела беззаконий превозмогают меня" (Пс. 64:4). И Отец посылает апостолов, и Сын посылает, и Святой Дух посылает. Спаситель говорит апостолам: вот я посылаю вас в мир: "идите, научите все народы…" (Mф. 28:19). А в Деяниях Апостольских говорится: "Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию…" (Деян. 13:4). Отец призывает апостолов, Сын призывает апостолов; пророк говорит: от горы Сион придёт благовествующий, и благовествующие, "которых призовет Господь" (Иоиль. 2:32). Итак, дело Божие -  призвание благовествующих. Если призвание дело Божие, то поэтому Дух, говорящий чрез пророков, сказал (также): это говорит Дух Святый: "отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13:2). Об этом сказано нами достаточно. Бог же мира да возрастит всех нас в вере и любви к Нему, так как Ему приличны всякая слава, честь и поклонение, с единородным Сыном и всесвятым Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 



[1]Слав. молящу не выражает мысли проповедника; нужно бы утешающу=παρακαλοΰντος.

[2] Слав. текст этого сходства не выдерживает: в 1Кор. 12:28 по­ложи, в Деян. 20:28 постави. Между тем по греч. тексту оба раза: έθετο.

[3] (Мысль пропадает. Может быть более приемлем этот вариант?) "…истреблю с лица землиот человека до скотов" (Быт. 6:3,7).

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 25.12.2013
Страница сформирована за 62 мс 
Яндекс.Метрика