Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

На поклонение честному древу

 

Воспоем, о, люди, новую песнь правде Царя Господа и принесем Ему исповедание, а лучше сказать – воспоем Ему гимны, прославим, восхвалим, поклонимся и возвеличим пришествие Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, с торжеством поклонимся и похвалами возвеличим честное и преблаженное древо Владыки. Придите, возлюбленные, с хвалебными ликами и благоговейной верой, воскликнем вместе с пророком Давидом словами псалма: "Яви нам свет лица Твоего, Господи" (Псал.4:7). Какой это свет, если не крест Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которым был мир спасен и мы, уверовавшие, освобождены были от плена Велиарова, и рукописание грехов наших уничтожено? Лицо Отца, конечно, Христос: "Видевший Меня видел Отца", – сказал Он сам (Ин.14:9). Свет лица, т. е. Господа, есть крест, потому что на нем, как светильник на свещнице, Он просветил вселенную и землю всколебавшуюся утвердил и скалы расторг и мертвых воскресил и солнце помрачил, покрыв небо тьмой, чтобы показать неблагодарным, нечестивым и богоненавистным иудеям, что распинаемый на кресте был Владыка и Творец. Ради этого, возлюбленные, я стремлюсь и горячо желаю привлечь вас к кресту и по достоинству его восхвалить, но страшусь сделать это, чувствуя свое недостоинство: тело мое трепещет, язык немеет, уста смыкаются и рассудок внушает молчать. В самом деле, как я, ничтожный, смог бы по достоинству изобразить силу честного и животворящего креста? Единственно по благодати Божьей я скажу то, что мне посильно: ведь даже и ангелы не в состоянии восхвалить силу креста подобающим образом. Ангелы преклоняются перед этим видимым знамением креста – не ради его внешнего вида, как дерева, но ради волей на нем плоть Свою пригвоздившего Христа. Адам за вкушение от дерева потерпел осуждение, а новый Адам – Христос Бог наш древом крестным нас укрепил. Исполнилось таким образом пророческое слово: "Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины" (Псал.59:6). Знамением является крест на лице и руке верного, лук – заблуждение, стрелок – дьявол, стрелы – постыдные помыслы, раны – грехи. Поспешите же, верные, воздадим поклонение честному и пречистому кресту. Ужас объял всю одушевленную тварь, когда на глазах ее Христос, Творец и Вседержитель, был распростерт на дереве и прободен копьем в священное ребро, когда кровь и вода истекли из нетленного источника, когда венец терновый возлагался на чело, когда уксус, смешанный с желчью, предлагался для утоления жажды, когда слуги тьмы и мрака нечистыми руками бросали жребий, чтобы каждому получить подобающую ему долю. Вострепетали тогда лики бестелесных ангелов, содрогнулось и помрачилось небо, величайшее из светил – солнце скрыло свои лучи, и мрак наполнил воздушное пространство; день сменился глубоким вечером, блестящая церковная завеса разодралась, земля потряслась и поколебалась, гробы разверзлись и мертвецы поспешили на свет Божий, освобожденные от уз. Разбойник (своей) верой и словом (Господним) вводится в рай; Иуда, пораженный отчаянием, предается удавлению; Петр в страхе клянется, что не знает Господа, спасшего его от заблуждения, пока не обличает его петух своим криком, – тогда, заплакав горько, он омывает свой грех. Видя все это, подземный дракон с плачем и стенанием восклицает: о, слуги и соратники мои, начальники тьмы! Кто это такой пронзил мое сердце? Острием дерева уязвил он меня, и я истекаю кровью, внутренности мои поражены, сердце болит, чувства мешаются, дух изнемогает. О, если бы Иуда не был призван в число учеников! О, если бы не водружалось на мою погибель древо распятия! Тот, Кого я считал своей добычей, пленил меня самого и мне приходится изрыгнуть всех, скольких я ни поглотил, начиная с первозданного. Поспешите, возлюбленные, укроемся под сенью крыл честного и животворящего креста. Ведь крест, с его четырьмя концами, означает, что распятый Бог все вмещает и все пределы объемлет. А вознесен на нем Христос и Бог, чтобы и бесов гнездящихся в воздухе сокрушить, и восхождение на небеса для нас сделать беспрепятственным, как и сам Спаситель наш говорил: "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин.12:32). Впрочем, что говорить много? Послушай, что говорит пророк: "Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона" (Псал.109:2). Жезл этот и есть Христос, как и Исайя, сказал: "И произойдет отрасль от корня Иессеева" (Ис.11:1). С ним-то в руках Моисей разделил Красное море, рассек воду и опять соединил: рассек, чтобы открыть путь народу Божьему, – соединил, чтобы народ египетский погряз в безднах моря. И другой пророк говорит: благословенно да будет дерево, через которое совершилось спасение посреди земли. Посмотри на звезды небесные, и каждый день ты усмотришь среди них знамение креста, образуемое сочетанием звезд. Подобно этому и я, прежде чем возвысить животворящий крест, скажу кое-что в похвалу его и затем, возвысив, буду покланяться ему. Радуйся, крест, начало спасения и утверждение царства! Радуйся, крест опора апостолов и проповедь пророков! Радуйся, крест, похвала мучеников и проповедание преподобных! Радуйся, крест, успокоение обуреваемых и освобождение пленных! Радуйся, крест, ликование праведных и преподобных! Радуйся, крест, облачение иереев и честь пресвитеров! Радуйся, крест, украшение диаконов и радость чтецов! Радуйся, крест, похвала иноков и утешение плачущих! Радуйся, крест, страж Церквей и благоденствие городов! Радуйся, крест, отец сирых и заступник вдовиц. Радуйся, крест, спасение воюющих и путеводитель заблуждающихся! Радуйся, крест, защитник обижаемых и наказание обижающих! Радуйся, крест, умирение болезнующих и утешение напаствуемых! Радуйся, крест, разрушитель неправедных замыслов и союзник добрых упований! Радуйся, крест, непобедимое оружие воюющих и восстание падающих! Радуйся, крест, немощных сила и слабых опора! Радуйся, крест, девственников венец и вдовствующих целомудрие! Радуйся, крест, одеяние новопросвещенных и покров младенчествующих! Радуйся, крест, рабов свобода и умирающих упокоение! Радуйся, крест, душ освящение и демонов низложение! Радуйся, крест, странников спутник и плавающих тихая пристань! Радуйся, крест, верных утверждение и бодрствующих утешение! Радуйся, крест, оружие днем и охрана ночью! Радуйся, крест, болящих подпора и пастырей жезл! Радуйся, крест, руководитель обращающихся и совершенствование преуспевающих! Радуйся, крест, душ спасение и от тела всех зол отвращение! Радуйся, крест, всех благ устроение и грехов разрешение! Радуйся, крест, росток воскресения и древо жизни вечной! Радуйся, крест, основание веры и священства венец! Радуйся, крест, беззаконий отъятие и церквей утверждение! Радуйся, крест, болезней исцеление и путников отдых! Радуйся, крест, нуждающихся помощь и подвизающихся союзник! Радуйся, крест, скорбящих отрада и благоденствующих ограждение! Радуйся, крест, милостыни поощрение и жестокосердия наказание! Радуйся, крест, всех крепкая помощь и упования верная порука! Сегодня крест поклоняется, и воскресение Христово обновляется; сегодня крест поклоняется, и город Божий, горний Иерусалим, с земнородными торжествует; сегодня крест поклоняется, и Сион, матерь всех Церквей, веселится; сегодня крест поклоняется, и концы земли для поклонения ему собираются; сегодня крест поклоняется, и царю римлян победа над варварами дарована; сегодня поклоняется крест, спасение верных и заступление благочестивых; сегодня крест поклоняется, и четыре страны мира ликуют; сегодня крест поклоняется, и все племена, народы и языки празднование совершают; сегодня крест поклоняется, и тварь обновляется; сегодня крест поклоняется, и Адам возрождается; сегодня крест поклоняется, и Ева, матерь живых, оказывается действительной помощницей, а не виновницей соблазна, как прежде, вкушая от дерева жизни, а не от дерева познания, оказывая послушание вместо преслушания, принимая благословение в отмену клятвы, являя радость о многочадии в отмену сказанного: "в болезни будешь рождать детей" (Быт.3:16), возрождаясь от тления к нетлению. Кто эта матерь живых и кто наслаждается плодами дерева жизни, как не Церковь Божья? А древо – это крест Господа, прекрасного Жениха Церкви. Ему ныне совершается поклонение, – и князь злобы трепещет, демоны бичуются, полчища злых духов рассеиваются, ад опустошается и его рать обращается в бегство, Велиар попирается и советник соблазна уже не беседует с общей нашей матерью, но пресмыкается на своей груди, уязвляя в пяту и поражаясь в голову. Землю поедает он, осужденную производить терние и сорные травы, и видит, что прельщенная некогда им жена наслаждается от дерева жизни, сам оставаясь под прежней клятвой; он видит, что даже над пятой он не имеет власти, между тем как все головы его стираются крестом; он видит, что осужденная некогда предстоит одесную как царица и прикрывавшая наготу листьями смоковницы облечена в расшитую золотом, разукрашенную одежду, – и он оплакивает собственное безобразие. Он видит, что ей вручается царский скипетр, и она возвышается до самого неба, – и он оплакивает собственное падение. Он видит ее громогласно созывающей детей своих на поклонение честному кресту, и ужасается их послушанию, изумляется усердию, поражается многочисленностью; видит всю тварь торжествующей, а себя самого вдвойне посрамленным и пророческое слово сбывшимся: "и напрягись, и поспеши, и царствуй" (Псал. 44:5), т. е. натяни лук креста, порази дьявола, воцарись над тварью, восстанови человека. И еще: "Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его" (Псал.98:5). Оплоты греха и твердыни ада ниспроверг крест Христов. Поспешите же, поклонимся кресту. Подите сюда, снимем и соберем плоды дерева жизни, стоящего у исходов воды от ребра Христова и давшего плод свой во время свое. Крест Христов есть древо бессмертия, семя нетления, корень правды, росток целомудрия, цвет девства, роза вдовства. Крест – оружие мужества и крепость воздержания, крест – основание веры и устой благочестия, крест – светоч богопознания и отмена приговора, крест –изгнанных возвращение и пленных освобождение, крест – заблуждающихся обращение и падающих восстановление, крест – спасаемых сила и изнемогающих исцеление, крест – праведных преуспеяние и мучеников дерзновение, крест – апостолов проповедь и пророков радость, крест – учителей наставление и иноков похвала, крест – венец мира и проповедник согласия, крест – небесных и земных соединение и преисподних попрание, крест – твари освящение и небесных благ дарование, крест – празднующих торжество, залог усыновления и царства небесного наследование. И что всего замечательнее, крест – величайший символ любви к нам Бога и Отца – есть вместе с тем и свидетель Божественного послушания до самой смерти со стороны Сына и показатель мудрости Духа. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16). Сын, явив послушание до смерти, и при том смерти крестной, даровал нам знак победы Своей над смертью, чтобы вместе с Ним, устроением Духа уже низложившим начала и власти, мы победили врага, связали сильного и расхитили его сосуды, а затем уже безбоязненно возделывали рай Божий, отрывали сокровище, зарытое на поле, и отыскивали драгоценную жемчужину, предназначенную украшать печать креста и день творения. И вот, как тогда, когда Христос висел на кресте, разверзлись гробы и ад разверзся, скалы расседались, затворы сокрушались, стихии колебались, мертвые восставали и души освобождались из оков, так и сегодня: предлежит крест – и дьявол убегает, демоны спешат скрыться. На крест вознес Господь Свою плоть, чтобы показать плоть нашу возвышаемой, а смерть низложенной. Сегодня крест поклоняется, и пророчеств голоса запечатлеваются. Крестом ведь был разрешен Адам от уз, которые сковал ему в раю змий, и сам заткнул тому рот и уколол его вместе с Евой; крестом разбойник открыл себе путь в рай. Какой дом не имеет в своем основании креста? Какое судно обходится без креста в устройстве руля? Какой город не ставит себя под защиту креста? Какой царь не употребляет креста в качестве скипетра? Какая Церковь не осеняет себя победным знамением креста и не ограждает им себя? Какая вдова не имеет креста своей опорой? Какая сирота не прибегает к помощи креста? Крест ночью светится, днем испускает лучи, души делает ясными, бури зол утишает, супружества скрепляет, сирых питает. Это – грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа креста, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников. Крест – сокровище ветхого завета, дорогая жемчужина евангелий, многоценный венец царства, превосходящий всякое слово и разумение. "Тогда", – говорит (Господь), – "явится знамение Сына Человеческого на небе" (Mф.24: 30). Когда это – тогда? Когда силы небесные поколеблются, когда единородный Сын Отца с ангелами своими придет судить живых и мертвых. Тогда-то украшавшие себя этим царственным знаком, усвоившие себе эту многоценную жемчужину и сохранившие красоту по образу и подобию – будут восхищены на облаках на небо. Господь и Бог "пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их" (Mф.24:31). Так евангелист Матвей изображает будущее второе пришествие Сына Божьего, в предшествии креста. А то, что теперь совершается, есть ясный образ будущего. Вот здесь на земле предлагается крест, и все поколения людей и племена народов, и всякий возраст запечатлеваются знамением креста, – владыки и подчиненные, господа и рабы, славные и бесславные, мудрые и простецы, благородные и худородные. Придите, поклонимся святому произрастению, кресту, источающему истинное познание и раскрывающему правду; придите, благословим святой крест, подающий жизнь и умиротворяющий жизнь; придите, поклонимся непоколебимому, Богом украшенному и боголюбезному кресту; придите, прославим засвидетельствованный ангелами, единственно достойный почитания, небом отмеченный и святой крест; придите, возвеличим все – святой и препрославленный крест, мудро и разумно устроенный; придите, возблагодарим свыше дарованный, страшный и благодатный, душеполезный и благоукрашенный крест; придите, поклонимся со страхом и любовью и верой, и освятимся лобзанием честного и животворящего креста. Но желающие с разумением и должным вниманием приступить к кресту Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и получить оставление грехов, прежде всего, должны возлюбить истину и отбросить нечестие, не предаваться чуждым делам. Поэтому и вы, приступая к кресту, отстраните от себя лукавые наветы, свято чтите клятву, не ввергайте себя в пропасть греха, всячески удаляйтесь клятвопреступления и хулы. Желающие приступить к кресту не омрачайте себя грехом, но искренно блюдите заповеди Божьи. Приступая к кресту, изгоните лукавство из сердец своих и отвергните нечестие, не ищите лихвы и скверного прибытка, родителей своих почтите, прославьте и возлюбите. Приступая к кресту, искорените в себе порочные наклонности, вооружитесь добрыми помыслами, готовьте себя на всякое дело благое. Приступая к кресту, изгоните ревность из сердец ваших, не ищите вреда ближнему, не обманывайте неправильными весами и мерами, брачных уз не нарушайте, друг друга взаимно любите, грехом не услаждайтесь, дурные привычки поборайте. Приступая к кресту, оставьте суетные зрелища, укротите гнев и ярость, никого не притесняйте, убийства, предательства и клеветы бегите. Приступая к кресту, во лжи не пребывайте, постыдным и душевредным страстям не предавайтесь, но всей душой соблюдайте заповеди Божьи. Приступая к кресту, творите суд и правду, возлюбите прекрасное и доброе, не вдавайтесь в ссоры и брань. Желая приступить к кресту, пусть каждый из вас говорит ближнему своему одну истину, пусть всякая похоть, всякое невоздержание будут для вас мерзки и противны. Желая приступить к кресту, не оскверняйтесь беззаконным делом, вредным и душетленным грехом прелюбодеяния, потому что прелюбодеяние обнажает и тело и душу. Поэтому беги прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, ты сразу и нарушителем закона являешься, и тело свое убиваешь, и себя срамишь, и душу твою подвергаешь мучениям, и род свой бесчестишь, и Бога прогневляешь. Бегите также и блуда, потому что блуд – этот вредный и душепагубный грех – был уже причиной многих несчастий в мире. Желая облобызать крест и насладиться его плодами, мы не должны ввергать себя в мрачную пропасть прелюбодеяния и в темную яму блуда, потому что пагубные деяния беззаконного блуда и разженные стрелы прелюбодеяния порождают неусыпного червя, равно как и неугасимый огонь, иссушающий душу, истаивающий сердце и изнуряющий силы, – все это порождают блуд и прелюбодеяние. Те же, кто приближается к кресту высокомерно и бесстрашно, будут потрясены громом, доведены страхом до скрежета зубов, поражены молнией, станут жертвами ужасных стрел бездны. Желающие приступить к кресту должны возненавидеть клевету, с омерзением относиться к злопамятности, не забывать милости к бедным, не уклоняться от посещения болящих, не иметь слабости сребролюбия, не лениться навещать заключенных в темнице. Собираясь в церкви, со страхом и трепетом, но и с радостью, приступим к кресту и будем всегда почитать иереев. Представим себе, возлюбленные, мысленно силу креста. Когда водружен был крест и Христос был на нем распят, когда поникла Его пречистая глава и ребро было прободено копьем, когда вся поднебесная была объята страхом и готова была к мщению за повешенного на кресте плотью, но самим же распятым на кресте плотью удерживалась, тогда дьявол, увидев смятение стихий, вооружение беззаконных и их стан, удары грома и их раскаты, блеск молний и их извивы, полет стрел и их легкость, гул землетрясения и его силу, множество ангелов и их лики, блеск огня и его пламя, бурю гнева и ее ярость, небесные воинства и их ополчение, полки оживших святых и их силу, подчинение облаков и их назначение, – при виде всего этого дьявол поспешил спуститься в ад и распорядиться укрепить его ворота и затворы. Но, озираясь, он видит, что на него устремляются молниеносные существа, потрясающий удар грома оглушил его, мрак окружил его, колебание стихий его устрашило, полк проворных настигал его, земля потрясалась, камни разевались, затворы сокрушались, устои колебались, смерть была в смятении, светильники духовного огня двигались вперед, содрогнулись глубины ада, море бурлило, бездны преисподней разверзлись, трубные звуки усиливались. Солнце померкло, и можно было рассматривать самое небо и видимую твердь, эту окружность мира, грань создания, кровлю всемирного жилища, неветшающее покрывало, свод, на водах утвержденный, сосуд хрустальный, распростертую хартию, златописьменную книгу, серебряное поле, усеянное звездами, лазурный чертог, огненное ложе, на котором солнце и луна красуются, как жених и невеста. Между тем небо облекалось вместо сияния во тьму, реки, источники и заливы подвигнулись остановить свои струи, но мановением Христа распятого побуждены были продолжать свое течение. Мрачная рать демонов бежала. А все ополчение ангелов, архангелов и служебных сил волновалось в страхе и трепете, созерцая вечного, нетленного и бессмертного Бога – не оставляющим небес и входящим в основания земли за Адамом. Ад корчился в муках, Велиар, ошеломленный всем происходящим, помертвел от страха, а смерть, опаленная и пораженная молнией Божества, извергла из своей утробы всех праведных, составлявших доселе ее добычу. Когда все это таким образом совершилось, вот раздался из уст Святого, Пречистого, Бессмертного и Невидимого голос животворный и не смертоносный, но возбуждающей радость и трепет, радость в праведных, а трепет в начальниках тьмы: вам говорю Я находящимся в узах: выходите! – и пребывающим во тьме: откройтесь! Услышав это, души праведных восторжествовали и лик пророков радостно воспел псалом: "грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря" (Псал.49:3). И затем души святых, разрешенные от уз, вышли вместе с Адамом, пророки – ударяя дьявола, праведники – бичуя его, святые же – плюя на него, осмеивая его. Полчище демонов склонило на колена головы, пророки с литаврами и лирами в руках воспевали тимпанные песни, прославляя Победителя. Кто после этого не удивился бы силе честного и животворящего креста? О, крест, сокровенное таинство! О, благодать невыразимая и сила неизъяснимая! Но время, однако, уже приблизиться к страшной трапезе и приступить к бескровной жертве. Поэтому я, с подобающей скромностью и умеренностью присоединив сюда еще небольшую долю похвал животворящему кресту, окончу свое слово. Радуйся, страшный для всех и животворящий крест, чудный свет и вечное солнце! Радуйся, честный и священный крест, для душ призванных спасительный, а для душ беззаконных губительный! Радуйся, дивный крест, путь праведных осеняющий и стези нечестивых попаляющий! Радуйся, преблаженный крест, вождь добрых и заступник уповающих на тебя! Радуйся, всеблаженный крест, прибегающих к тебе стена и спасение! Радуйся, всесветлейщий крест, бедствующих избавитель и болящих целитель! Радуйся, великий крест, страждущих помощник и притесняемых защитник! Радуйся, светоносный крест, беспомощных покровитель, блуждающих путеводитель, оскорбленных предстатель! Радуйся, победоносный крест, нуждающихся податель и взывающих скорый послушник! Радуйся, непобедимый крест, неизменный покровитель, мира охранитель и вдохновитель! Радуйся, жизнеживительный крест, вселенной благодетель, добродетельных воздаятель! Радуйся, возвышающий крест, рабов твоих делающий победителями! Радуйся, живоносный крест, друзей благодетель, иудеев сокрушитель, нечестивых каратель, правых мздовоздаятель! Радуйся, удивления достойный крест, священства украшение, иночества похвала, преследуемых избавитель, смиренных ценитель! Радуйся, жизнеподательный крест, бедных утешение, падших восстание, согрешающих долготерпение, кающихся приятие! Радуйся, всесвятой крест, покаявшихся прощение, обращающихся ободрение, святых своих избрание, врагов своих истребление, христиан наследие, Церквей устроение, от всей твари поклоняемый! Это-то честное и священное дерево, всеми чтимое, предлагается ныне для поклонения. Эллины и варвары, македоняне и фессалийцы, пеонийцы и иллирийцы, афиняне, аргивяне и спартанцы, парфяне, мидяне и еламитяне, обитатели Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Египта и Ливии, смежной с Киреной, критяне и аравитяне, индусы, эфиопы и омиритяне, и все остальные народы, сколько их есть под солнцем, оставив свои заблуждения, поклоняются кресту, знаменуясь им и тем избегая хитросплетенных сетей дьявола. Крестом расторг Христос ненасытную утробу Велиара и сокрушил его плотоядную пасть, крестом в корне подорвал его силы и стер его кости, обобрал его оружие, обрезал его волосы, поверг его в плач и мрачное безысходное горе, потушил его бесстыдные глаза, посрамил его бесчестное лицо, пронзил его острыми иглами, поразил его трехсоставным мечом, рассеял его надежды, раскрыл тайные его убежища и опустошил в конец его запасы. Низложил (Христос) его демонов со всеми их чадами и порождениями, попалил огнем неугасимым его рукотворенных истуканов, низверг в пропасть его седалище, обнажил его темные тайники, разорил его города, разрушил оплоты беззакония, сокрушил врата адовы, ниспроверг несокрушимые затворы и, освободив всех веровавших в Него, возвел с Собой к Отцу на небеса, взойдя туда как исполин, оправдав тем слова пророка: "радуется, как исполин, пробежать поприще" (Псал.18:6). Этим знамением враги обращаются в бегство, этим знамением стены неприятелей сме­таются, демоны погубляются: все покоряется древу крестному силой Распятого на нем. И не только теперь образ креста побеждает противные силы, но и в прежнее время побеждал и одолевал. Посмотри, какова сила этого образа. Жезл Моисея являлся образом креста: крест был у него жезлом. Вспомни же, какие чудеса и знамения сотворил этот образ креста, противникам на гибель, а верным во благо. Реки египетские Моисей жезлом превратил в кровь, тем же жезлом навел на них саранчу, песьих мух, град, тьму осязаемую, бурю и избиение первенцев; куда ни обращался жезл, везде он торжествовал победу. Жезлом воззвал Бог народ еврейский из горького рабства, и образ креста послужил делу их спасения. Теперь ты видишь, возлюбленный, мощь и силу, сопутствовавшую образу креста: поклонись же истине Христовой, услышав об осуществлении прообраза, – воздай почитание открывшейся истине. Обширно слово о кресте, но сила его не поддается изъяснению. Те, кто с верой и любовью поклоняются кресту, знают присущую ему силу и пользуются ею для победы над дьяволом. Потому-то всемощный крест, всем благодетельствующий, всеми почитается. Господь, пригвожденный на нем и даровавший спасение миру, есть истинный Бог и Спаситель душ наших. Ему от нас подобает и должна быть приносима всякая честь, слава и благодарение с безначальным Его Отцом и Всесвятым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика