Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

В святую и великую Пятницу на святую страсть Господню

 

Сегодня хочу исполнить вчерашнее обещание, возлюбленные. Спрашиваю, где мы тогда закончили слово. Мы говорили, что иудеи приняли замысел против Иисуса, чтоб Его убить. И вот, когда они собрались вместе, явился пред ними Иуда и говорить им: "что вы дадите мне, и я вам предам Его" (Mф.26:15)? Они же, встав, с мечами и дрекольями последовали за ним. И "дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его" (ст. 48). И когда они пришли на место, где был Иисус с учениками Своими, Иуда, выступив вперед, облобызал его со словами: "радуйся, Равви". Господь же сказал ему: "друг, для чего ты пришел"? Делай, за чем пришел. О, целование коварное, нагромождение беззакония и погибели! О, целование горькое, гибель души, путь в геенну! Блудница, целовавшая ноги Господа, воззвала из нечистоты душу свою. А этот, поцеловав, изглажен из книги жизни. О, любомудрие женщины! О, неразумие уче­ника! Когда та целовала ноги Господа, радовались ангелы и пригото­вляли ей венец. Когда целовал этот, радовались демоны и плели веревку для повешения. "Радуйся, Равви". Он радуется, а ты будешь страдать, потому что от радости отвержен. "Радуйся, Равви. И поцеловал Его". И, схватив, повели Его к архиереям Анне и Kaиафe. Искали лжесвидетельства на Него, и не находили. Тогда повели Его (к Пилату) и поставили Его. Пилат спросил Его: "Ты Царь Иудейский"? Господь же молчал, как написано: безгласен, Он не отверзал уст Своих" (Ис.53:7). Пилат сидел, судя, а Тот, Который будет судить живых и мертвых, стоял, Солнце правды стояло, и Господь терпел суд над собою ради спасения мира. Пилат, убедив­шись из самого дела, что Его предали по зависти, взял воду и умыл руки пред народом, говоря: "невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы" (Mф.27:24). Иуда же, увидев, что Он осужден, отдал серебро архиереям со словами: "согрешил я, предав кровь невинную. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился". И испол­нилось написанное: "злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя" (Пс.7:17). Пилат же сказал иудеям: "я не нахожу никакой вины в этом человеке" (Лк.23:4). И желая отпу­стить Его, говорит им: у вас есть обычай на праздник отпускать одного из заключенных. Итак слушайте: я отпущу вам одного, в ком не нахожу никакой вины. А они, крича, требовали отпустить убийцу, а о Том, кто оправдывает нечестивых, кричали: "распни". Тогда Пилат предал Его после бичевания на распятие. Господь под­вергся бичеванию, чтобы избавить нас от уз и бичей диавола; Он носил венец из терния, чтобы разрешить тяготевшее на нас проклятие. Терния и волчцы поведано было производить земле за престу­пление: она приносит терновый венец на главу, чтобы разрешить тя­готевшее на нас проклятие. Он распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший чрез древо: чрез древо изгнал Адама из рая сатана, чрез древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая. И вот что удивительно, возлюбленные. В шестой день Господь сотворил Адама, и в шестой день он был изгнан из рая. Потому Господь в шестой же день открыл двери рая и ввел туда разбойника. Адам, преслушавший заповедь Господню, был изгнан из рая вечером. Вечером же и разбойник, послушавшийся гласа Владычня, был введен в рай. Итак, когда увидел диавол, что все произошло по домостроительству (Божию), увидел бывшие у креста знамения: солнце померкшее, землю колеблющуюся, завесу храма раздравшуюся, скалы разверзающиеся и себя самого посрамленного, – он бежал к аду и сказал ему: горе мне несчастному, я посрамлен; помоги моему бессилию; запрем двери, чтобы Он не вошел сюда; укрепи их запо­рами, и всеми силами противостанем, чтоб не принять Его. Итак, ад побежал, запер двери и укрепил железные запоры. И вот Го­сподь идет в ад, преследуя диавола, и силы небесные следуют перед Ним. Но врата заперты. И воскликнули небесные силы: "Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы" (Пс.23: 9-10). И говорит в ответ изнутри ад: "Кто сей Царь славы"? И опять говорят силы: "Господь сил, Он - царь славы". Ад сказал в ответ: "кто есть Тот, о Ком вы говорите”? И если Он таков, что Ему здесь нужно? Зачем оставил Он небо и пришел сюда? И отвечают силы: так как Он есть Царь славы, Он пришел связать и предать тебе того, кто осужден за возмущение, и вызвать и вывести из тебя Своих воинов. Ад говорит диаволу: треглавый Веельзевул, изверженный из ангелов, посмешище святых, бессильный, скрытый от света, не говорил ли я тебе – не воюй с Ним? Вот теперь исполняется то, что я тебе предсказывал. Что делаешь, несчастный? Зачем не послушал моих слов? Вот Он пришел требовать тебя и связать, из-за тебя и я стану пленником. Выйди, если можешь, и сразись с Ним, а я не могу тебе по­мочь. Диавол говорит ему: сжалься надо мною, – не открывай (дверей); иногда Он обращается назад, поборись за меня пока, хотя я и по­срамлен; да и кто не посрамится от таких слов Его? Некогда, боясь смерти, Он сказал: "душа Моя скорбит смертельно". А в другой раз Он умолял Отца, говоря: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия" (Mф.26:38,39). Эти слова прельстили меня. Тот сказал в ответ: и я несчастный тоже предполагал, что Он страдает, боясь смерти. Когда они говорили это, силы не переставали взывать: "Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы" И пророки, услышав глас Царя славы, радовались и ликовали. Иоанн сказал: не говорил ли я вам, что Он придет и выведет нас? Все радовались и говорили аду: открой свои врата, да внидет Царь славы. Но ад не повиновался. И сказал пророк Давид: оставьте его, так как должно исполниться мое пророчество. Когда я был на земле, я предвидел то, что будет, именно, что он не откроется сам собою, и сказал: "ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил" (Пс.106:16). И тотчас, приступив, Господь сокрушил врата и сломал запоры, и попрал силы ада, и муки смертные разрешил, и жало ада притупил. И исполнилось Писание: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа" (1 Кор. 4:55)? Навстречу ему вышли пророки с радостью и ликованием, воспевая и говоря: "благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних" (Mф.21:9). Тогда взял Господь диавола и связал его узами неразрешимыми; Он послал его в преисподнюю ада и уготовал ему огнь неугасающий и червей неумирающих; там заключен он, плачущий и стенающий. А пророков Господь вывел всех из ада и сказал им: следуйте в рай, – и они с радостью вышли из ада. Давид первый, ударяя по струнам кифары, возгласил с веселием: "Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего" (Пс.94:1), потому что победил Царь, сражавшийся за нас. И все отвечали: аллилуя. Давид опять возгласил: "Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости" (Пс.46:2), потому что победил Царь, сражавшийся за нас. Так радуясь, они достигли рая и, вошедши туда, нашли там разбойника. С изумлением они сказали ему: кто привел тебя сюда? Кто открыл тебе двери? За какие деяния вошел ты сюда прежде нас? Не разбойничать ли и сюда пришел? Не грабить ли и здесь явился? Мало было тебе земного, – хочешь похищать и небесное? Скажи нам, – кто привел тебя сюда? Не завидуем тебе, что ты во­шел сюда, но хотим знать причину. Он сказал им в ответ: по делам своим я недостоин войти сюда, но человеколюбивый и милостивый Владыка ввел меня сюда. Я не имею ничего доброго, почему и осудили меня иудеи на смерть вместе с бессмертным Царем; но, желая меня убить, они дали мне больше жизни, распяв меня со Христом. Увидев знамения, бывшие при кресте, и поняв, что Он есть Сын Божий, я громким голосом воскликнул следующие слова: "помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк.23:42,43). И тотчас приняв мою молитву, Он говорит мне: "истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". Он дал мне знамение крестное, говоря: возьми это и иди в рай; если пламенный меч не допустит тебя войти, покажи ему царское знамение, и он откроет тебе двери. Я пошел, но пламенный меч, стерегущий рай, как только увидел меня, запер двери. Тогда я сказал, что Царь, ныне распятый, сам послал меня сюда, и показал ему крестное знамение. Тотчас же он впустил меня. Вошедши, я не нашел никого и, мысленно удивляясь, сказал самому себе: где же Авраам, Исаак и остальное множество святых пророков? И вот, когда я удивлялся и размышлял, явились мне с правой стороны востока два мужа, ветхие деньми, чудные видом и необыкновенные лицом. Они спрашивали меня, говоря: кто ты? Ты не Авраам, потому что у того священная одежда; ты не Моисей, потому что он гугнив и медленноязычен, а у тебя ясная речь. Кто же ты? Ты нам кажешься разбойником, так как и одежда у тебя разбойничья. Тогда я признался, что я разбойник, и что Владыка рая ввел меня сюда, так как я сопутствовал Ему до смерти, которую Он претерпел за нас. Потом я спросил их: а вы кто? Один из них сказал мне в ответ: я Илия Фесвитянин, я был вознесен сюда на огненной колеснице и еще не видел смерти, а тот, что со мною, Енох, который принесен сюда по слову Божию. Услышав это, пророки прославили Бога за такую милость, дарованную грешникам. А Господь, обезоружив смерть, поправ ад, исцелив древо древом, разрушив врата и сокрушив запоры ада, связав диавола и освободив мир, вознес всех на небеса, воскресши из мертвых. Потому воспоем воплотившегося, прославим распятого, возблагодарим воскресшего, да и нас избавит Он из мрака грехов наших и сделает наследниками Своего царства. Ему подобает честь и поклонение с безначальным Его Отцем и Всесвятым и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика