Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

О посте.

 

Я восклицаю сильнее трубы, не с тем, чтобы обольстить слух удовольствием, но чтобы заглушить удовольствие словом истины, страсть желудка прекратить, и вызвать действие поста. Пост доставляет небесную выгоду, а сладострастие – вред, подлежащий наказанию. Кто предается пище и удовлетворяет страсть желудка, тот теряет духовный плод души; а кто постом иссушает плоть и избегает обжорства, тот заготовляет себе, как сокровище, надежду лучшего. Пост учит целомудрию, делает твердым; пост приготовляет к благочестию и упражняет для терпения; пост создает ангельскую жизнь и усовершенствует духовное тело; пост защита души и непобедимое оружие тела. Не допускает он к себе коварного удовольствия и поборает восстающую страсть. Пост возводит мысль на небо и окрыляет ее к бессмертной природе. Итак, будем поститься, возлюбленные, не проходя дни поста с унылым лицом, но располагая ими со светлой душой, как рабы Христовы. Если ты подошел к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда. Не принимай на себя поста относительно хорошего, вкушение чего сладко; но будь долготерпелив в ожидании более сладких учений. Потому ты и воздерживаешься от снедей, чтобы тебя питал Дух; и удаляешься от телесных яств, чтобы исполниться духовных приношений. Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целью благочестия. Как при наиболее худых болезнях устраняется телесный гной, когда делаются присыпки из чего-нибудь самого острого и стягивающего, таким же образом и плесень греха, проникшую в душу, иссушает стягивающий пост, понемногу смягчая; (потом) очистив совершенно, он уничтожает (ее). Поэтому, если пост и сопряжен с трудом, но полезен и удободоступен. Не постись с печалью, чтобы не потерять своего труда; не ропщи, что немного замедлишь, чтобы из-за малого не подвергнуться наказанию за все. Насколько пост стягивает тело, настолько пользы от поста. Обратись к жизни праведных, и найдешь, что они прославились больше всего через пост. Прежде всего Моисей после поста вошел в мрак и сделался через пост собеседником с Богом. Присоединив (еще) сорокадневный пост, он стал законодателем – ни хлеба не ел, ни вина не пил; он довольствовался (той) пищей, что учился законоположению от законополагателя. Чтобы тебе знать, насколько полезен пост, и насколько вредно пьянство, восстающее против поста, заметь то, что делает Моисей, и то, что происходит у народа, – и найдешь силу поста. Вверху Моисей получал закон, внизу народ отвергал закон. Опечалившись, Моисей разбил закон, считая неразумным – вверять закон опьяненным и передавать изречения душам, отягченным вином. Смотри, сколь несправедливо пьянство в восстании против поста! И пост опять, исправив столько зла в те же самые дни, возобновил закон, оставил его для нас памятником безопасной жизни. Может быть этим происшествием выражается некоторая тайна, что первый закон будет упразднен, (как) сокрушенный неверием первого народа, а второй будет действен всюду, так как второй народ с верой принимает второй закон и сохраняет. И Илия после сорокадневного поста и с одним (приемом) пищи пройдя пустыню, не чувствовал усталости: пост носил его, облегчая труд; и после поста он созерцал Бога, насколько то доступно человеческой природе. Не телесными очами он созерцал бестелесного, но сердцем умозрел незримого, чистотой своей души: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"  (Мф. 5: 8). Так, после поста он заключил небо против необузданных и тратящих свою жизнь на наслаждение, чтобы, чего они не избрали по собственному произволению, воспитались в этом голодом поста, и узнали, как полезен пост, и (что) выражает свою действенность даже во время наслаждения. Даниил, пропостившись три седмицы и не вкусив хлеба страстей, сойдя в львиный ров по зависти необузданных, научил там посту даже львов. Дикие звери устыдились постника, стали кротче разумных зверей и заключили свои пасти, не осмелившись коснуться святого тела. Одев свое тело постом, как бы оружием, и совершенно укрепившись им, он отвлек глаза львов – показался им не в человеческом теле, но ангельском. И три отрока в Вавилоне, не пожелавшие причаститься царской беззаконной трапезы, но (пожелавшие) последовать законному посту, войдя в разожженную печь, угасили пламя, сделали постом печь росной вместо огненной; он (огонь) отступил от приобвыкших в посте, не будучи в состоянии коснуться их тела; а против незнающих поста огонь дерзнул – всех окружающих халдеев истребил. В теле (отроков) не было чего-нибудь вещественного, так как действием поста оно стало духовным. Также и ниневитяне постом отразили смерть: пребыв в непрерывном посте три дня, они отменили вечное наказание немногими днями, оставили вечную похвалу для мира. Смотрите, возлюбленные, как силен пост, совершаемый с молитвой и делами! Пост и молитва избавляют от смерти; а правда выше их обоих. Пост – и уничтожение смерти, и освобождение от гнева; пост – очищение мысли, сожитель воздержания, упражнение в благочестии, иго правды. Пост умеет бедного делать богатым: не позволяет не вовремя трату, дает самостоятельность меры; он умеет и богатого делать правителем собственного имущества, не позволяя ему безбоязненно его поглощать; пост знает и цвет юности. Он учит обузданию в пище, облекает воздержанием и мудро ведет к благочестию и целомудрию. Он умеет и старцев умудрять, и око мысли соблюдать в чистоте. Пост и тело сохраняет в большем здравии: не отягчаясь пищей, оно не принимает вещества болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Поэтому будем поститься, возлюбленные, чтобы достигнуть духовных даров. Кто постится, (тот) воспитывает душу для благочестия: он, пользуясь образом телесного воздержания для попечения о душе, так же устраняется от порочных помышлений, входящих в душу, как удаляется от совне приходящих снедей: "Если гнев начальника вспыхнет на тебя, места твоего не оставишь; как исцеление утолит грехи" (Еккл. 10: 4). Как теперь ты удаляешься от пищи, ничего не вкушая, так удаляйся от грехов, изменяя себя. Ты постишься, не принимая вина; постись, удерживаясь и от порока; нечестие умеет производить в душе еще большее опьянение. Ты постишься, не касаясь мяса; постись, удерживаясь и от клеветы, чтобы через нее не есть тебе мяса братьев, не отведать их тела. Пост – истинное воздержание от грехов. Слушай слова пророка: "Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою" (не сицеваго поста аз избрах, и дне, еже смирити человеку душу свою) (Ис. 58: 5), – но что? – "Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его" (ст. 6, 7). Это, возлюбленные, истинный пост, приемлемый Богом, спасительный для человека и всем угодный. Вслед за ним идет обладание небом, с неложным обещанием Владыки. Смотри, что он прибавляет: "Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я здесь, подле тебя" (ст. 8, 9). Видишь, сколько даров поста, и с ;каким сон связан благочестием! Самого Бога он склоняет сойти к человеческой природе. Итак, постись, пребывай в молитвах, общении, наставлениях, не покидая собрания, как обычно некоторым; (проводи) не в хлопотах или судах целый день, чтобы собрать денег, которые ты должен расточать, или чтобы выступить против своего брата, которому тебе, нужно служить. Ты пришел к вечеру, или девятому часу, не с тем, чтобы исполнить цель поста, но чтобы удовлетворить желание утробы. И не думай о себе, как трезвеннике, что устраняешься от вина, но как о пьяном, так как полон порока, — чтобы тебе не услышать: "Горе венку гордости пьяных!" (горе, пиянии без вина) (Ис. 28:1). Пьянство не есть товарищ поста, но враг и противник. Да поспешим же к приготовленной нам надежде воскресения, там наслаждаясь назначенными благами, а здесь веселясь ожиданием, во Христе Иисусе, Которому слава во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика