Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

 

Слово о расслабленном, в день Преполовения; и на слова: «Не судите на лица» (Иоан. 5:5; 7:24)

 

Как светоносная луна, освещая ночной мрак и светя путникам по земле и пловцам по морю, делает для каждого путешествие беспрепятственным, так в субботу Господь говорил расслабленному: "Встань, возьми постель твою (возми одр твой) и иди в дом твой" (Иоан. 5: 8), и потом иудеям говорил: "Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня (мое учение несть мое, но пославшаго мя) Отца" (Иоан. 7: 16). Что по поводу самовластного исцеления расслабленного Господь с этими словами обращался к иудеям – бери доказательство из только что прочитанного. Здесь Господь очень ясно выразил нераздельность Свою от Отца. Если бы Господь сказал: "Мое учение не есть Отца, но Мое", то Он отделял бы самого Себя от Отца, делал бы чуждое для существа (Божия), нарушал бы домостроительство (спасения); но сказав: "Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня Отца", Он показал (этим) нераздельность существа, и что учение Отца и Сына и Святого Духа одно. Одно есть Слово, Сын Отца; и Дух Отца есть Дух Святой. Как иному будет учить Слово? И как в ином будет оглашать Святой Дух? Это невозможно, невозможно по слову блаженного Павла: "Никто не знает того, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и того, что в Боге, никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2: 11). Что по поводу самовластного исцеления расслабленного, как я сказал раньше, Господь присоединил те Свои слова, ты сейчас слышал из речи Господа: "Одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание - хотя оно не от Моисея, но от отцов, - и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным" (едино дело сотворих, и ecu дивитеся. Сего ради Моисей даде вам обрезание, не яко от Моисеа есть, но от отец: и в субботу обрезаете человека. Аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов: на мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу? Не судите на лица, но праведный суд судите) (Иоан. 7: 21–24). Господь показывает из закона их беззаконие. Он говорит им: "Если в субботу принимает человек обрезание и в субботу обрезаете младенца, чтобы не упразднился закон восьми дней, то вы нарушаете законом закон, и на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу, без труда, но чудом? В субботу не должно работать, но во всем быть в праздности? Почему у вас, иудеи, в субботу жена рождает, бабка суетится, пеленками трясут, природа очищается и сосцы приготовляются для кормления? Жена рожает, и природа побеждаете закон, и Бог не чудотворит? Скажи Мне: если в субботу обрезается человек, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным. Принимаю на Себя ваш вражеский суд, чтобы каким судом вы судите, вас судить. Кто нарушаеть субботу: вы, когда обрезаете в субботу – точите нож, делаете разрез, устраняете часть тела, или Я, когда сказал: "Встав, возьми постель твою и иди в дом твой"? Если бы слово было не действенно, Я нарушил бы субботу пустословием; а если дело опередило слово, то почему вы мстите за субботу, и отвергаете Творца? Разве вы не насытились, дети иудейские, когда тридцать восемь лет смотрели на расслабленного, пригвожденного к одру – на утруждающий его одр и на (самого) расслабленного, испытывавшего день и ночь тягость? Вы (тогда) не вознегодовали, и не сострадали; а (теперь) негодуете, что в одно мгновение расслабленный понес одр и принял отплату! Что ж, не следовало и это возглашать: "переворотил Ты ложе мое в болезни моей" (Пс. 40: 4)? Знаю, фарисеи, за что вы негодуете. Не за то вы сердитесь, что исцелен расслабленный, но за то, что не в силах были скрыть одр и похитить чудо. Зная вашу мысль, Я приказал ему нести одр, чтобы, если вы будете замалчивать, одр вопиял о чуде. Чего колеблетесь, фарисеи? Расслабленный ни тайно введен, ни подложный, ни кратковременный; вы все его знаете: он тридцать восемь лет жил при вашей купальне. Вы не в состоянии говорить, как на слепца от рождения: "это он", "похож на него", "не этот" (Иоан. 9: 9). Если бы не победил вас слепец, то и его бы вы схватили и повлекли бы в судилище, так что исполнились бы вы за все стыда. Не судите по наружности, но судите судом праведным". Если угодно, пробежим вкратце самый отдел о расслабленном, так как и Господь вспомнил расслабленного. Если в самом деле Господь его вспомнил, то как мы предадим его забвению? Тогда изумляются, когда рассказываются чудеса Господа. Господня есть и настоящая середина праздника: Господь посредник, и праздника середина. Середина всегда укрепляется оконечностями; вследствие этого и настоящая середина праздника владеет двойной благодатью воскресения. Занимая середину между Воскресением и Пятидесятницей, объявляет о Воскресении, указывает на Пятидесятницу, возвещает о Вознесении. Вы, любители исследования слова (Божия), знайте, в чем вся история расслабленного, чтобы вам получить плод духовной пользы. Ты хорошо помнишь речь евангелиста Иоанна: "После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Была же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших… Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет… Иисус, знающий все прежде бытия, увидев его и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?" (По сих бе праздник Иудейский, и взыде Иисус во Иерусалим. Есть же во Иерусалимех купель, яже глаголется Еврейски Вифезда, пять притвор имущи. В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих… Бе же ту некий человек, тридесятъ и осмь лет имый в недузе своем. Сего видев Иисус…и разумев, яко многа лета уже имяше в недузе, глагола  ему: хощеши ли цел быти) (Иоан. 5: 1–3, 5–6). О, нетщеславное исцеление Господне! Он не ждет просьбы от больного; сам спешит к страдающим. Будучи солнцем правды, Он расширяет луч благодеяния на всех. "Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших". Пять притворов, которые были исполнены больными – это знак иудейской болезни. Иудейский народ болел пятью чувствами: зрением, обонянием, вкусом, слухом, осязанием. Дети иудеев болели всем. У них не было чистого зрения: смотрели на чудеса, и не замечали; у них не было приятного вкуса: вкушали манну, и требовали огурцов; у них не было чистого обоняния: Владычное миро признавали диавольским зловонием; у них не было чистого слуха: следовали внушению змеиного свиста, а не пророческому наставлению; у них не было содействующего осязания: богословствовали об идолах, и пренебрегали живым Богом. Но пришедший во плоти Владыка Христос, создатель чувств и творец твари, освободил и от телесных страданий и от произвольных падений. Расслабленный вдвойне страдал: по телу он разрушался болезнью; по душе был расслаблен грехами. Поэтому Господь, врач того и другого, и тело укрепляет, и дух просвещает; и телу повелел носить одр, и душе позволил носить добродетель. Господь, увидев расслабленного лежащим, говорил ему, как вы все отлично знаете: "Хочешь ли быть здоров?" (хощеши ли цел быти) Но за это сейчас ухватываются иудейские дети, говоря против Господа: "Если бы Христос был Богом, то зачем бы Он спрашивал расслабленного: "хочешь ли быть здоров?"  Он угнетался болезнью, был болен уже тридцать восемь лет, оставался при купальне, чтобы освободиться от страдания, – и (однако) Он спрашивает его: "хочешь ли быть здоров?"  Какой Бог спрашивает?" Слушай, возражатель! Здесь Господь спрашивает не по незнанию, но из желания даровать ему исправление во всем. Если бы была только телесная немощь, Господь не говорил бы расслабленному: "хочешь ли быть здоров?", зная, что он желает того, чего желает; но так как было душевное падение, то ради этого Он спрашивает расслабленного: "хощеши ли цел быти?" т. е. остерегайся, чтобы впредь не грешить. "Хочешь ли быть здоров? Дай согласие и возьми исцеление, так как Я ничего не домогаюсь по принуждению. За много времени я возглашал через пророка: "Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас" (аще хощете, и послушаете мене, благая земли спеете: аще же не хощете, ниже послушаете мене, мечь вы пояст) (Ис. 1: 19, 20). Так как человек существо самовластное, а расслабленный был поражен душевно, то ради этого Господь, чтобы не дать ему исцеления даром, спрашивает его: "Я прошу твоего согласия – хочешь ли быть здоров?" Господь спрашивает не исключительно о телесном страдании: "хочешь ли быть здоров?" Ни кровоточивую, ни прокаженного, ни двух слепцов Он не спросил. А где Он увидит душевное страдание, тотчас спрашивает, желая для Себя согласия; если не получит согласия, не дает исцеления. Иной быть может скажет: что же – слепцы сознавали грехи, что их Господь спросил: "Чего вы хотите от Меня?" (что хощета да сотворю вама) (Мф. 20: 32)? Ужели на них были грехи?" Слушай, возражатель! И те раньше названные в Евангелии два слепца были слепы телесными глазами и душевным взором; они не усматривали ясно Господа, не было у них совершенного знания, сомневались в исповедании. Поэтому и Господь обещает исцеление, чтобы укрепить веру. Быть может иной еще скажет: "Ты осуждаешь слепцов? Они были верующими мужами. Лишь только они услышали, что Господь идет мимо, они воскликнули:. Как они грешники, когда так воскликнули?" Слушай, возражатель! За этот вырвавшийся у них с самого начала голос Господь обещал им исцеление, за то, что, будучи позваны, они говорили: "Помилуй нас, Господи, Сын Давидов". (Но) какой сын Давида доставлял такую силу или такие чудеса? Авессалом возмужал, но оказался отцеубийцей; Амнон желанен, но растлил свою сестру; Соломон мудр, но в конце пал. Так как они подошли (к Нему), как к сыну Давидову, не думая, что Он сильный Бог, (как) к опытному врачу, а не славному Богу, то, когда они восклицали: "Помилуй нас, сын Давидов", Он не дал им ответа, чтобы преуспела их вера. Поэтому, слепцы, приняв обещание, просветились в душе. И немного спустя, когда Господь увидел, что они в душе просветились и приняли светильник веры, спрашивает их: "Веруете ли, что Я могу это сделать?" (веруета ли яко могу сие сотворити) (Мф. 9: 28). Что же слепцы? Преуспев, говорят: "Ей, Господи". Уже не сказали: "Ей, сыне Давидов", но: "Ей, Господи". Они вспомнили обещание, и здесь же исповедуют: "Ей, Господи, мы веруем, что Ты можешь это сделать". Потом показывая, что они в вере преуспели, Господь отвечал: "По вере вашей да будет вам" (по вере ваю буди вама). Если бы они не преуспели в вере, то не получили бы прозрения. Так как расслабленный больше страдал душевно, греховным растлением, то, вследствие этого, и здесь Господь спрашивает: "Хочешь ли быть здоров?" т. е., "Если получишь исцеление ты не намерен воротиться опять к тому же самому, Хочешь ли быть здоров?" Расслабленный, не зная еще, кто с ним говорит, отвечал Господу: "Ты кстати спросил, желаю ли я, потому что я больше не желаю; я много раз желал, и ничего не достигал. Что же наконец? Желаю, чего не получаю. Я состарился на одре, я болтливый гроб, живой мертвец, по смерти ничего нового не получу, меня все берут в клятву. Я живу близ купальни тридцать восемь лет, и никто не сострадает. Дар продается: им торгуют фарисейские дети. В год очищается один, и нужно, чтобы прежде предпочли; избирается более достаточный. Купальня не разбирает; присутствующие несправедливы. Ужели когда-нибудь будет правильный надзор, чтобы дар не был пред


метом торговли, но подавался бы всем изобильно?" Господь расслабленному: "Почему же ты думаешь, что это находится только в одном месте? Ты разговариваешь со Мной, как незнающим. Я Господь купальни, и не знаю, что происходит? Я знаю иудейское занятие; потому пришел заменить купальню; теперь Я прекращу ее, и открою купальню крещения. В этой один сошедший очищается; там без числа будут возрождаться, ежедневно. На эту Я посылал ангела; в ту сойду Я, создатель ангелов. Потому ответь на вопрос: Хочешь ли быть здоров, т. е., веруешь ли, что в этом Я, говорящий с тобой, силен?" Расслабленный, немного поднявшись, узнал владычество Господа, но, под влиянием еще привычки, в ответ говорит то, что вы отлично знаете из чтения: "Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня" (ей, Господи, человека же не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит) (Иоан. 5: 7). Господь расслабленному: "О чем ты думаешь, расслабленный? Достаточно тебе признать Меня Господом; не представляй себе многого, не обращайся к возмущенной купальне; иудейское возмущено; держись осьмины Моего источника. Я знаю, чего ты ищешь: хотя и нет у тебя человека, но предстою тебе Я, вочеловечившийся Бог; потому слушай Меня и, вставь, возьми постель твою, и иди в дом твой. Раздражи иудеев, изуми демонов, покрой мраком возражателей, удостоверь прибегающих, уничтожь субботнюю праздность, вместо защитника береги одр". Расслабленный, услышав это, освободившись по слову Господа от страдания, исполнил Его поведение и носил одр; иудеев, желавших помешать из-за субботы, и говоривших: "нельзя тебе взять одр, потому что (теперь) суббота" (Иоан. 5: 10), прогонял, как бы исполняя повеление повелевшего, и говорил им: "Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи" (иже мя сотвори цела, той мне рече: возми одр твой, и ходи) (ст. 11). И когда беззаконные иудеи обвиняли Господа, и спрашивали, кто исцелил и приказал ему взять одр, и, подобно собакам, нападали на исцелившего, этот переносил, мученически подвизаясь против запятнанных убийством. После этого его опять находит Господь, и говорит ему: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (се здрав ecu: ктому не согрешай, да не горше ти что будет) (ст. 14). Видишь ли, возлюбленный, что за свои грехи он столько времени был подвержен болезни? Обратимся (ко Господу) и мы, чтобы избавиться этого временного наказания и избегнуть вечной геенны, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика