Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

На притчу в Евангелии Луки, в которой говорится: "Некий человек шел и попался разбойникам" (Лк.10:30).

 

 Действительно, по божественному апостолу, "бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду" (текущии в позорищи, вси убо текут, един же приемлет почесть) (1 Кор. 9: 24). Шел сегодня иерей, шел и левит, и только самарянин получил награду. Он без труда опередил ушедших вперед; чего не совершили наученные закону, то с успехом сделал иноплеменник. Они, увидев в другом собственную природу в опасности, заключили свое сострадательное сердце и, сомкнув глаза, прошли как бы мимо лежащего мертвого столба, как никогда был не милосерд богач к брошенному перед его дверями Лазарю; неверный же самарянин, верный более иудеев, забыв о своем деле, утешил незнакомца, и, забыв о своей настоятельной нужде, поспешил к ухаживанию за пораженным, и, не зная закона, исполнил его, совершив все по закону: "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (егда бо языцы не имуще закона естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон: иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим) (Рим. 2: 14, 15). Итак, что же говорит евангелист? "Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым" (Человек некий схождаше от Иерусалима во Иерихон, и в разбойники впаде: иже и совлекше его, и язвы возложше отъидоша, оставлше едва жива суща). По приключению[1] же "один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе" (священник некий схождаше путем тем, и видев его, мимоиде. Такожде же и левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде. Самарянин же некто грядый, прииде над него, и видев его, милосердова: и приступлъ обвяза струны его, возливая масло и вино: всадив же его на свой скот, приведе в гостинницу, и прилежа ему. И наутрия изшед, изем два динария даде гостинчику, и рече ему: прилежи ему и, еже аще прииждивеши, аз, егда возвращуся, воз дам ти) (Лук. 10: 30—35). Поучимся: что такое Иерусалим, и что Иерихон; и кто разбойники, с которыми он нечаянно встретился; и что за одежда, которую они сняли с него; и что такое раны, которые они причинили человеку; и почему отошли, оставив полуживым; и кто иерей, и кто левит, и кто самарянин; и что такое елей, и что такое вино, и что такое повязки; и что такое скот; и что такое гостиница и гостинник; и что такое два динария, и что такое излишние издержки, которые он обещался отдать; и что такое возвращение самарянина? Итак, один человек шел из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим – рай, Иерихон – этот мир; человек, шедший из Иерусалима в Иерихон – первозданный Адам; по изгнанник из рая, он шел в Иерихон, т. е., в этот мир. "И попался разбойникам" (И прийдя, в разбойники впаде), т. е., к жестоким лукавым демонам; они сняли с него одежду бессмертия, которую он носил до греха; одели его в листья смоковные. Почему в листья смоковные? Потому что они жестки и горьки. Так как после греха приключилась с ним жесткость дел и много горечи, то, поэтому, он был одет в листья смоковные. "Изранили его" (И язвы возложше), т. е., житейские страдания. Именно: "со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; в болезни будешь рождать детей" (в поте лица твоего снеси хлеб твой: терния и волчцы возрастит тебе земля; в болезнех родиши чада) (Быт. 3: 19, 18, 16); это раны для души. "Ушли, оставив его едва живым" (И отъидоша, оставлше его едва жива суща): преступив заповедь Божию, Адам не был ни между живыми, ни совершенно мертвым, так как не вполне отказался от Бога. "По случаю один священник шел тою дорогою" (По приключению же священник некий схождаше путем тем). Не сказал: по случаю, но: "по приключению"; "по случаю" – (значит) "не предусмотрено, неожиданно, когда происходит что-либо с кем-нибудь  само собой"; "по приключению" – (значит) когда кто-нибудь совершает что-либо по промыслу Божию; здесь по промыслу Божию шел иерей тем путем. "И, увидев его, прошел мимо. Также и левит" (И видев его мимоиде. Такожде же и левит). Кто иерей, и кто левит? Иерей – закон Моисея, а левит – слово пророческое. Они, по промыслу Божию, пришли для ухаживания за израненным разбойниками; не будучи в состоянии исцелить его, прошли мимо. Когда у них не было силы восстановить лежащего, идет самарянин, который есть Владыка Христос, страж наших душ. "Самарянин" – значит "страж". Он сказал: "Самарянин же некто, проезжая, нашел на него" (самарянин же некто грядый, прииде); не сказал, что "пришел к нему", но "нашел на него", т. е., принял, как он, плоть – подлежал телесной страсти, как он, но без греха. "И, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино" (И видев его, милосердова над ним, и приступлъ обвяза струны его, возливая масло и вино). Что такое повязки, и что елей, и что вино? Повязки – повеления Христа, елей – святое миропомазание, вино – таинство веры. Этими тремя врачуются наши душевные раны. Что говорим, знают новонаставляемые. "И, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу" (Всадив же его на свой скот, приведе в гостинницу). Собственным скотом Христос называет тело, которое Он принял для нас от пренепорочной Девы. Он посадил на Свой скот израненного разбойниками, так как, по пророку Исаии, "Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни" (Он немощи наши принял и болезни понес) (Ис. 53: 4). "Привез его в гостиницу", т. е., в святую церковь; и заботился о нем сначала сам. "А на другой день, отъезжая" (Наутрия же изшед), т. е., после святого воскресения, "вынул два динария, дал содержателю гостиницы" (изъем два динария даде гостиннику). Кто "содержатель гостиницы" (гостинник), и что такое "два динария"? Содержатель гостиницы  – апостол Павел, поставленный во главе церкви из язычников; он назван гостинником, потому что всех принимает, и всех влечет к спасению. Христос после Своего воскресения, вынув два динария, Ветхий и Новый Завет, дал содержателю гостиницы и сказал ему: "позаботься о нем"; тебе вручаю народ языческий, израненный самыми жестокими разбойниками; только заботься о нем; и что издержишь лишнее, то Я отдам тебе, при Своем возвращении". Что издержал Павел сверх динариев? Четырнадцать посланий, которые он рассылал язычникам. Что значит – "когда возвращусь, отдам тебе" (егда возвращуся, воздам ти)? "При втором Своем пришествии, когда приду судить живых и мертвых, при возвращении Своем, Я отдам тебе то, что ты издержишь лишнего", как и сам Павел говорит: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его) (2 Тим. 4: 7, 8). Да будет, чтобы и нам всем получить такой венец, по благодати и человеколюбии Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



[1] Проповедник дальше различает συντυχία и евангельское συγκυπία. Мы не могли выдержать это различие иначе, как "случай" и "приключение".

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика