Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

О самарянке. В день Преполовения.

 

Сегодня, возлюбленные, приступим к евангельской сокровищнице, насколько позволяет божественная благодать. Любознательность в этом украшает души и направляет к небу земной навык. Любознательность сделала ту дивную самарянку из водоносицы боговдохновенной; обретя сокровищницу учения, она подбежала; а лучше, не она обрела, но была обретена. Христос пришел не с тем, чтобы нуждающиеся отыскивали Его с трудом, но сам с мукой рождает помощь для каждого. Он мучился, заботясь о расслабленных, сострадая горячечным, усваивая Себе несчастье слепцов, перенося беспокойство прокаженных, стремясь на помощь к беснующимся, омывая загрязненные души всех, учитель для водоносиц. Тогда, утомившись от путешествия, Он сидел подле колодца: "Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа" (Иисус утруждся от пути, седяше тако на источнице: бе яко час шестый) (Иоан. 4: 6). Ненасытность человеколюбия непрерывна: во-первых, Он утомился, спеша преуготовить спасение самарянки; во-вторых, сидел, ожидая спасения явившейся; в-третьих, тратил время обеда на попечение о ней. "Было около шестого часа" (Бе яко час шестый). Хотя и Богом Он был, но то, в чем он явился, было облечено немощами природы, – чувствуя усталость, подвергаясь сну, затрудняясь голодом, имея с нами все сродное, кроме греха. Любовь к спасаемым побеждала в Нем усталость тела. Медлила более нуждающаяся в утомленном, а не нуждающийся ожидал. Он сжигался полудневным зноем, и наблюдал время пришествия имеющей спастись. "Сел у колодца" (Седяше на источнице): Он ожидал ловитву, не возлежа, но заранее приготовился для самарянки, сильно желая доставить спасение. А она не спеша вышла из дома, шла понемногу вперед женской походкой, с водоносом, часто останавливалась, чтобы поглядеть на полевые плоды. Соглядатай неленостен и незаметен; как опытный ловец, скрыв в Себе благодетеля, Он заявляется точно нуждающейся. "Иисус говорит ей: дай Мне пить" (Говорит Иисус: жена, даждь ми пити). Он сеет слово, как кружащийся голубь зерно. "Дай Мне пить"; придя растворить ей сосуд спасения, Он принимаешь вид жаждущего: а если кто-либо исследует глубже это слово, то (найдет что) это скорее истинная жажда Владыки: Он жаждал спасения ее, и в самом деле восклицал к ней: "дай Мне пить". "У тебя есть, – говорит, – скрытый в самой тебе источник благоразумия; от полноты его напои Меня". Жена не понимала загадки, внимая простому слову. "Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?" (Како ты жидовин сый от мене пити просиши, жены Самаряныни сущей?) Христос, уставший от пути, встретил суд (на почве) учений; но (всякие) случайности нужно переносить Тому, кто раз решил принять на Себя все за нас. Поэтому Он переносит и порицание самарянки. Он охотно спускается со Своего достоинства, чтобы отвлечь душу грешницы от ничтожества. Некая греховная пошлость владела самарянкой, оскверняла блудной жизнью, сменяла любовника любовником, (так что) брак был временем любви, замужняя была невестой для любовников, была как бы постоянно вдовой и новобрачной, лучше же, ни чистой вдовой, ни невестой, потому что и с первым она разлучилась не вследствие (его) смерти, и с последующими не сочеталась законным браком. Свидетель этого у нее Владыка: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала" (добре рекла еси, яко мужа не имам: пять бо мужей имела еси: и ныне, егоже имаши, несть ти муж. Это воистинну рекла еси) (ст. 18). Но она была жемчужиной, запятнанной грязью; и она не укрылась от покупателя. Он обнаружил блеск ее души этими словами. "Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?" (Како ты жидовин сый от мене пити просиши, жены Самаряныни сущей?) "Как ты?" И это "ты" – (слово) гневающейся. "Как Ты просишь у меня пить? Если бы Ты мыслил согласно со мной, я бы готова (была) на Твою просьбу; а если желаешь иудейского, не спрашивай у иноплеменных приветливости, не требуй дара, от которого Ты убегаешь". Самарянка думала принуждением жажды уловить Господа на самарянское служение; не знала, что она связана Его словами; привязалась к Господу ответом, или лучше, словами Господа к ней: "если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (аще бо ведала еси дар Божий, и кто есть глаголяй ти: даждь ми пити, ты бы просила у него, и дал бы ти воду живу) (ст. 10). "Так как ты укоряешь Мою жажду и называешь иудеем, безучастным для вас, то знай, что ты много ошибаешься в испытании Меня. Ты не знаешь Моего истинного рода, не знаешь многой чести, которая (зависит) от Меня, не знаешь, как обилен Мой источник; если бы ты знала, ты попросила бы; а теперь Я не порицаю тебя за незнание, но после просьбы твоей даю". Он возбуждает в не жаждущей жажду, и напояющую изменяет в нуждающуюся в питье; жена ранена Его словами, и пленена желанием воды. Она, упав перед Господом, говорила: "Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать" (Господи, даждь ми сию воду, да ни жажду, ни прихожду семо почерпати) (ст. 15). Та, которая раньше была прошена о питье, теперь просит быть напоенной. Благородный разум удобен для обработки, каков был разум этой блаженной самарянки, каков (был ее) нрав, очищенный от терния неверия, не имеющий иудейской зависти. Она ожидает Мессию и, удостоившись Его божественного учения, поверила искренне; и не только даром овладела, но и своих сограждан убедила прибегнуть к Нему, проповедав апостольски: "пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?" (приидите и видите человека, иже рече ми вся, елика сотворих: еда той есть Христос )(ст. 29). О, мудрая жена! Она знала, что женское свидетельство неприемлемо; поэтому привлекает в свидетели мужей своего города, чтобы сделаться посредницей в спасении многих. Евангелист говорит: "И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос" (от града же того мнози вероваша в онь от Самарян, за слово жены свидетельствующия, яко рече ми вся, елико сотворих. Егда убо приидоша к нему Самаряне, моляху его пребыть у них: и пребыстъ ту два дни. И много паче вероваша за слово его. Жене же глаголаху, яко не ктому за твою беседу веруем: сами бо слышахом, и вемы, яко сей есть воистинну Спас миру, Христос) (ст. 39-42). Видишь, возлюбленный, жажду Христа, и как пищей и питьем было спасение верующих в Него? Ради этого, жаждая, напояет самарянку водой, а она, почерпнув, отдала дар Господа гражданам своим, с щедростью, в изобилии. Вследствие этого, народ Авраамов непонятливее самарянки: ему не приносили пользы и учения в храме, а ей и беседа у колодца была полезна. Воспримем же себе прекрасное от самарянки, усвоим себе божественную ревность, возжелаем благоразумной любознательности, и в церкви будем беседовать о божественном, будем считать, что и для нас сказано, что сказано к ней Владыкой Христом: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (поклоняющимся Богу духом и истиною достоит кланяться) (ст. 24). Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика