Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

На Преполовение

 

Где ни бывает Владыка, как источник жизни, телесно, (везде) изливает многие и различные потоки человеколюбия. Взошел на гору с учениками, и предложил слушателям потоки блаженства; сошел оттуда, и одержимым различными болезнями излил потоки исцелений; остановился у овчей купели, и расслабленного напоил укреплением; вошел в дом Петра, и его тещу, сжигаемую лихорадкой, охладил; пришел в Вифанию, и четырехдневного Лазаря напоил чашей жизни; встретился с прокаженным, и его болезнь отер губкой человеколюбия; остановился в синагоге, и сухую руку увлажнил для деятельного движения; приходил на брак, и позвавшим смешивал удивительное вино; и множество другого, что трудно исчислить. И сегодня Он взошел в храм, и предложил слушателям реки учения. Вы слышали евангельское чтение, которое к нам, в середине праздника, с высокого седалища, евангелист велегласно произнес, как бы левитской трубой: "Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил" (абие же в преполовение праздника, взыде Иисус во церковь, и учаше) (Иоан. 7: 14). Это Писание исполнено человеколюбия. Не сказал он: "при наступлении преследования", или – "при настоящей печали", или – "при унынии, овладевшем учениками", или (не сказал) наставления в чем-либо ином таком, что постоянно представляло дело апостольское, – но что он говорит? "Но в половине уже праздника". Но что в середине праздника, скажи, Иоанн? Ирод наложил руки? Иудейский народ одобрил коварный замысел? Снова Иуда с предательством? "Нет, –говорит". Но что? "Вошел Иисус в храм и учил". Приличное Христу он предложил Христу; усвоил Ему дело подходящее. Речь есть дело слова, и учение – (дело) учителя, и Христово (дело) – произнесение слушателям слов полезных. "Вошел Иисус в храм и учил". О, непреодолимое человеколюбие! Где почти побивался камнями, там побивающих обогащал словесными учениями. "Вошел Иисус в храм и учил". Где читался закон Моисея, там Он предложил учение благодати, будучи не уничтожителем закона, но исполнителем закона. Сам в Евангелии восклицает: "не нарушить пришел Я, но исполнить" (не приидох разорити закон, но исполнити) (Мф. 5: 17); и Павел произносит устами Владыки: "Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (кончина бо закона Христос в правду) (Рим. 10: 4). "Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил"; всех учит на месте молитвы, предлагает слово оглашения, как Слово, там, где был собран и лукавый синедрион. Иерей по чину Мелхиседека взошел в храм и учил; когда многие слушали, из иудеев никто не научался. О них Он наперед возглашал: "есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат" (очи имут, и не видят: уши имут, и не слышат) (Пс. 113: 13, 14), объявляя о безумии богоборцев. "Вошел Иисус в храм и учил". Он взошел в храм, чтобы распростереть сеть небесного учения для духовной ловитвы людей; Иисус взошел в храм, а иудеи отошли от веры. "Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?" (Абие же в преполовение праздника, взыде Иисус во церковь, и учаше. Дивляхуся Иудее глаголюще: како сей книги весть не учився?) Они удивлялись, но не веровали; поражались избытком мудрости, но не раскаивались, исполненные нечестием. Они смотрели на врача, предлагающего лекарства – и, болящие, не принимали врачевания; глядели на освободителя, – и любили плен; в своей среде имели луг благ, (но) собирали терние; в присутствии пристани терпели кораблекрушение; при мудрости, изливающей божественные учения, не желали омыть с себя убийства; при Христе, распростирающем крылья человеколюбия, отказывались укрыться от порождений ехидниных: "Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, – говорит Он в Евангелии, – как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!"  (колькраты восхотех собрати чада ваша яко кокош пшенцы своя, и не восхотесте) (Мф. 23: 37)? "И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?" О, дела! Ты, иудей, не знаешь закона, и не знаешь наставлений закона! Говоришь: "Как Он знает Писания, не учившись?" Скажи мне, враг истины, как Адам, не учившись, положил зверям подходящие названия? Раба не спрашиваешь, и делаешь ответчиком Владыку, говоря: како сей книги весть? "Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня" (Отвеща Иисус и рече: мое учение несть мое, но пославшаго мя Отца) (ст. 16). Посылается ли когда Бог в смысле перемены места? Наполняющий все приходит ли туда когда-нибудь, где находится? К иудеям слово это, (а) не к умеющим учиться благочестию это изречение: "Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня Отца, Который дал Мне свидетельство с неба при всех вас в словах: "Сей есть Сын Мой возлюбленный" (сей есть Сын мой возлюбленный) (Мф. I3: 17). Обо Мне и Иоанн возгласил: "вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (се агнец Божий, вземляй грех мира) (Иоан. 1: 29). Агнец – поистине Христос, сегодня пришедший в храм, и Иоанн к Нему относил голос истины. Будучи голосом, он по-должному прославил Слово; будучи светильником, обозначил светоч солнца; как Предтеча, объявил идущего; как сияние, проповедал утро; как воин, обнародовал имя царя. "Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира"; агнец, Которого девственная агница бессеменно зачала, нетленно родила; травоносные ясли приняли Его дитятей; Иордан омыл, Иоанн крестил, Иуда продал иудеям, Пилат заклал, гроб заключил, мы вкусили, и Он одел всех нас, нагих вследствие преступления Адама, своим руном. Ему слава во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика